ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Тайны Горельника

СВОЛОЧНОЙ СЮЖЕТ

П
ремьера фильма режиссера Александра Атанесяна по повести Владимира Кунина «Сволочи» вызвала неожиданный, но сильный резонанс. Еще накануне показа ФСБ РФ выступило с официальным опровержением фактов, положенных в основу фильма, в котором рассказывается о некоей детской диверсионной школе, созданной НКВД в Алма-Ате из беспризорников и трудных подростков с уголовным прошлым, которым якобы была уготована судьба камикадзе. Заметим, что Александр Атанесян еще в период съемок в ряде интервью заявлял, что «фильм основан на реальных событиях, которые происходили в годы Великой Отечественной войны в 1943 году, а затем, по понятным причинам, выпали из официальной истории».

КАДР ИЗ ФИЛЬМА
 
Режиссер фильма Александр Атанесян, ссылаясь на автора повести «Сволочи» Владимира Кунина, в ходе съемок одноименного фильма утверждал, что у него нет оснований не верить Кунину, «биография которого сама по себе заслуживает экранизации: беспризорник, оказавшийся в тюрьме за вооруженное ограбление, фронтовик, летчик, позднее — чемпион по акробатике, цирковой артист, журналист, писатель и эмигрант». Словом, человек, проживший «семь жизней». Видимо, для каждой из этих жизней у Кунина припасена оригинальная биография, которую он с ловкостью циркового фокусника вытаскивает на свет. В частности, в биографии, опубликованной в качестве послесловия к мюнхенскому изданию «Сволочей» в 2003 году, Кунин писал: «Я попал в школу альпинистов-диверсантов под начало полковника НКВД, заслуженного мастера спорта Погребицкого, знаменитого альпиниста. Мы были разбиты на пятерки, в которых собирали таких, как я, — из тюрем. Мальчики эти были готовы на все, они были способны перерезать глотку кому угодно. Чему нас только не учили — и слалому-гиганту, и стрельбе на скоростном спуске, и умению 250-граммовой толовой шашкой сделать 200-тонный снежный обвал, и тому, как убивать ножом с расстояния в 12-15 метров. Обучали нас пленные немцы из группы «Эдельвейс» и русские наши бандиты из НКВД».

Сразу после показа фильма Страна.Ru обратилась за комментариями в ряд российских государственных и ведомственных архивов. Беседы с сотрудниками архивов и имеющиеся в распоряжении редакции документы военного времени позволили сделать неожиданный вывод — сценарий фильма действительно имеет реальную историческую основу, но с точностью до наоборот.

Начнем с того, что, по данным Российского государственного военного архива (РГВА), который, кроме документов Красной и Белой Армии, хранит документы частей и соединений ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР за 1918-1991 года, детских диверсионных школ в составе НКВД никогда не существовало. Более того, представители архива подчеркнули, что в дислокационных книгах вообще не «значится какая-либо диверсионная школа — ни в Алма-Ате, ни в Казахстане». Материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ не нашлось также ни в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ), ни в архиве Комитета национальной безопасности республики Казахстан. Дотошные архивисты, впрочем, обнаружили существовавшее в 1943 году в Средней Азии Ташкентское суворовское училище войск НКВД, но это к фильму вовсе не относится. Кстати, что касается официальной истории, то в РГВА подчеркнули, что никакой тайной не является существование в немецкой армии специальных школ, в которых диверсионно-подрывной работе обучались завербованные или похищенные из советских детских домов подростки в возрасте 13-17 лет. В частности, по архивным данным, такие детские диверсионные школы существовали на оккупированной территории Украины, Белоруссии, в Прибалтике, Польше и, конечно, в самой Германии.

Факт существования немецких спецшкол, в которых обучались завербованные советские дети, Стране.Ru подтвердили и в Федеральной службе безопасности РФ. Как видно из документов, хранящихся в архивах ФСБ, на территории Германии в июле 1943 года в местечке Гемфурт близ города Каселя была организована школа для подготовки подростков-диверсантов — Абверкоманда 203, которая именовалась «Гемфурт». Представители школы вербовали 13-17-летних агентов обоего пола из детских домов Орши и Смоленска, объясняя им, что они вступают в РОА (Русскую освободительную армию). Девочкам говорили, что из них подготовят медсестер. В этой школе одновременно обучались 25-75 человек. Аналогичная школа по подготовке малолетних разведчиков и диверсантов существовала в полосе действия Калининградского фронта — в деревне Телешево, а также в Бобруйске, Орше, Краматорске и Славянске.

Архивисты предоставили редакции ряд документов, из которых следует, что немецкие спецслужбы методично занимались вербовкой русских детей-беспризорников и воспитанников детских домов, которые еще оставались на оккупированной немцами территории.

Из протокола допроса Юрия Евтуховича, бывшего лейтенанта Красной Армии, попавшего в плен и вступившего в Русскую освободительную армию Власова: «О процессе вербовки и подготовки агентов-подростков я хочу рассказать более подробно, так как лично уделял этим вопросам много времени. Идея создания групп подростков принадлежит Фролову Н. С., который руководствовался в этом вопросе следующими соображениями: война, проходящая по территории Советского Союза, оставляет за собой разрушенные города, деревни, население которых частично погибает, частично остается. Появляется много детей, потерявших родителей и скитающихся с места на место, что не возбуждает подозрений среди частей Красной Армии, которым подчас некогда заниматься выяснением личностей скитающихся подростков. Психология подростка такова, что его тянет к путешествиям, приключениям, подражанию взрослым, а во время войны — военным. Появляется желание иметь оружие, испытать опасность. Предоставьте подростку возможность носить ту или иную форму, играйте с ним в «солдатики», тогда он почувствует себя приравненным к взрослым. Военные занятия, строй, дисциплина, хорошее отношение к нему, питание, развлечения — расположат подростка к руководителю, а затем серьезно поставленная задача, объяснение ему необходимости выполнения, обещание награды докончат подготовку из подростка орудия в руках абвера».

Из протокола допроса Анатолия Якубова, 1928 года рождения, проходившего обучение в немецкой диверсионной школе и совершившего три «ходки» в тыл Красной Армии: «В детдоме №5 города Минска я находился в течение двух лет — с августа 1941 года и примерно до августа-сентября 1943 года. Однажды нас, 20 человек детдомовцев, вызвали в кабинет директора детдома. Он нас представил какому-то лейтенанту, который являлся, как мы после узнали, офицером власовской армии по фамилии Евтухович Юрий. Последний объявил нам, что мы должны поехать вместе с ним на экскурсию в Германию. После этого все мы, 20 человек, сели на грузовую автомашину и Евтухович доставил нас в расположение воинской части власовской армии. В первый день нам выдали военное обмундирование и разместили в бараки. На второй день Евтухович объявил, что все мы поедем в город Конин (Польша) для обучения в диверсионной школе, а пока будем находиться у них в лагере и обучаться военному делу. При этом он строго предупредил нас никому об этой школе не рассказывать, а если кому-либо расскажем, то за это виновных сразу же расстреляют. В диверсионной школе города Конин нам преподавали: парашютное дело, изучали устройство парашюта, как его укладывать и как пользоваться им во время прыжка с самолета. Далее, изучали мы еще свойства и методы применения взрывчатых веществ, в частности тол. Кроме того, изучали действия и методы применения ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью, по которым также проводили практические занятия, то есть нас учили, как их применять при совершении диверсионных актов для поджога различных складов и других важных объектов».

Этот документ представляет особый интерес, и те, кто успел посмотреть «Сволочей», безусловно, заметят совпадения с сюжетом фильма, в котором обучению подростков парашютному и минно-подрывному делу также уделено особое внимание, а некоторые кадры фильма практически полностью совпадают с содержанием архивных документов. Это наводит на мысль, что уехавший в начале 1990-х годов в Германию Владимир Кунин мог быть действительно очень осведомлен о методах подготовки диверсантов и, может быть, даже видел упомянутые документы, которые могли сохраниться в немецких архивах. Вот только зачем в книге это нужно было приписывать «руке НКВД»?

Кроме обучения диверсионному делу, ребят развлекали и показывали им «красивую жизнь». Из протокола допроса Юрия Евтуховича: «Для группы был подготовлен план экскурсий в города Бреславль и Дрезден. Во время экскурсии обращалось внимание ребят на красоту мест, чистоту и порядок, состояние дорог, постройки. Все это сравнивалось с тем, что они видели в Советском Союзе. Посещали зоопарки, кино, организовывали прогулки на пароходе, в горы, посещение ресторанчиков, где подросткам предоставлялось в волю пить пиво. Позднее ребята были поставлены в известность о том, что якобы все, находящиеся на стороне немцев, объявлены советским правительством врагами народа, что всех ждет наказание и единственный путь возвращения на родину — вооруженная борьба против Красной Армии».

Накануне премьеры злополучного фильма «Сволочи» Андрей Панин, сыгравший в нем роль полковника-воспитателя малолетних диверсантов, в одном интервью сказал: «Правда всякая нужна. Мне кажется, что вообще лучше говорить правду. Просто она чаще всего никому не нужна». Слова пророческие в том смысле, что уже в день предпремьерного показа режиссер Александр Атанесян практически отрекся от своих собственных ранних претензий на историческую достоверность и исключительную правдивость фильма. В интервью радио «Культура» 1 февраля он заявил, что «ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза», а в интервью «РИА-Новости» он пошел еще дальше, сказав, что является «сторонником того, что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным», и признал, что, по его сведениям, «в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало».

Что касается Владимира Кунина — автора этой «сволочной» истории, еще в 1995 году в интервью лос-анжелесскому альманаху «Панорама» бесстрашно утверждавшего, что он был в такой школе и давал подписку о неразглашении, — то за день до начала показа фильма он счел за благо признаться, что «это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, — подчеркнул бывший циркач-«диверсант», — что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии».

С последним тезисом трудно не согласиться, любой автор художественного произведения имеет право и на вымысел, и на фантазию, вопрос только о мере одного и допустимости другого. В данном случае, писатель Владимир Кунин явно перегнул палку и ошибся с темой, которая изобилует фантазиями и измышлениями, очень похожими на клевету.

И еще один факт, пока не ставший историей, но не менее любопытный. По данным, приведенным в «Комсомольской правде» 2 февраля, «на фильм «Сволочи» ушло 2,5 миллиона долларов. Часть расходов — около $700 тыс — оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким». Военные эксперты и историки, к которым мы также обратились, посетовали, что в фильме «Сволочи» вообще много технических «ляпов», связанных с военной техникой, обмундированием и формой обращения командира с подчиненными и следователя с подследственным. Не говоря уже о том, что сам факт проникновения подростков-диверсантов в альпийскую базу немецких горных стрелков в августе 1943 года, то есть в разгар Курской битвы, является просто невероятным, а для того, чтобы сбросить с самолета «пушечное мясо» для отвлечения от основной группы диверсантов, не стоило вообще затевать рискованную авантюру с вербовкой и штучным обучением малолетних преступников. По их мнению, фильм получился более чем сомнительным и с исторической, и с сугубо военной точки зрения.

© Алиса АРГУНОВА
Опубликовано на сайте Страна.Ru, 3 февраля 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета