ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Тайны Горельника

«СВОЛОЧНЫЕ» «поГОРЕЛЬЦЫ»

П
опробуйте угадать, что общего между скандальным фильмом «Интердевочка» и знаменитой алматинской турбазой «Горельник»? Или что может объединять штрафные батальоны из советских заключенных времен Великой Отечественной войны и казахстанских альпинистов? Ответ прост — писатель и киносценарист Владимир Кунин. По его идее был снят фильм «Сволочи», недавно вышедший в прокат по всему СНГ и наделавший много шума из-за своего сюжета. Скандальная кинокартина затронула и Казахстан. Впрочем, обо всем по порядку…

ТУРБАЗА
 
Для тех, кто не смотрел фильм вкратце перескажем: в «Сволочах» идет речь о том, что советский НКВД во время войны решил провести эксперимент. Комиссариатом были отобраны несколько несовершеннолетних подростков-заключенных, которым предоставили случай «искупить свою вину кровью на фронте», как любили тогда писать с подачи товарища Сталина в официальных документах. Группа малолеток была направлена в горный лагерь для прохождения спецподготовки ведения боев и стрельбы в различных условиях, а позже переброшена на фронт. Фактически ребят-зеков использовали как «пушечное мясо» для прикрытия основных сил Красной Армии. Герои фильма — 14-15-летние парни — прошли подготовку снайперов-альпинистов, а затем были отправлены в самое горнило войны, где почти все и погибли в первый же день боевых действий. Место, где проходили свое обучение молодые заключенные, в «Сволочах» было отмечено четко: Алма-Ата, «Горельник».

С первых же дней проката на авторов фильма обрушились оглушительные потоки критики. Консервативные кинематографисты стали требовать от Минкультуры России запрета показа фильма в кинотеатрах и его выпуска на DVD, ветераны Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны обвинили авторов в жестокой лжи и клевете. Не понравились «Сволочи» и алматинским участникам войны, для которых местные кинопрокатчики устраивали специальный сеанс.

Режиссер фильма Александр Атанесян «умыл руки», заявив, что, снимая картину, полностью опирался на сценарий-книгу Владимира Кунина. После бесконечных прений подал наконец голос и автор нашумевшей идеи о советских детях-камикадзе. 78-летний «отец» скандальной «Интердевочки» сам написал свой ответ-оправдание, который тут же растиражировали российские СМИ. Автор не стал отрицать, что, создавая сценарий «Сволочей», руководствовался больше фантазией, чем документами. А кажущаяся реальность в фильме лишь придает ему зрительной достоверности.

«Так как я все-таки литератор, писатель, киносценарист, то имею право на сочинительство, вымысел и домысел, — говорит В. Кунин. — Я имею право представлять себе мир так, как мне это видится с высоты прожитых мною лет и гораздо большего опыта, чем вам это кажется. Естественно, в силу собственных способностей, своего воображения и достаточной информированности».

О том, чему же все-таки обучали в «Горельнике», мы решили спросить у ветерана этой турбазы, человека, по-настоящему знающего историю Алматы, искусствоведа и мастера казахстанского телевидения, взрастившего не одно поколение телезвезд, заслуженного деятеля РК Юрия Аравина.

— Юрий Петрович, вы помните туристическую базу «Горельник» середины прошлого века?

— Да, с «Горельником» я познакомился еще в середине 50-х годов, а лет через десять, с 1965 года, он вообще стал моим родным домом. Тогда я активно занимался альпинизмом и скалолазанием, но получил травму и поэтому стал инструктором на этой базе. Помню, не менее тысячи человек перевел тогда я по горам на Иссык-Куль, да и по другим маршрутам. Но вскоре в Заилийском Алатау прошел знаменитый сель, который немножечко задел и «Горельник». Под это дело его и списали.



Горы выше домика турбазы «Нижний Горельник». Фото Максима ПУШКАРЕВА

С тех пор «Горельник» как турбаза перестал существовать. Но на его основе продолжала функционировать начальная школа лыжной базы. В 50-60-е годы массовый туризм был очень развит в Казахстане.

— И что, там действительно готовили не только спортсменов?

— То, что в Алматы готовились кадры для Красной Армии, — это факт. И альпинистские лагеря очень активно работали по созданию профессионалов, поскольку нашим войскам нужно было противостоять фашистской дивизии «Эдельвейс», которая работала на Кавказе. «Эдельвейс» — это горные стрелки, великолепно обученные. Еще до войны они много раз были на богатом нефтью Кавказе, изучали карты для его завоевания в грядущей войне.

Немцы, французы и австрийцы славились тогда своими достижениями в альпинизме, а вот в Советском Союзе он только зарождался. В то время, поскольку мы несли огромные потери, в том числе и на Кавказе, серьезно встал вопрос о подготовке профессиональных кадров для ведения боев в горах. Спешным образом стали готовиться инструкторы, командиры, потому что основная их часть до войны была не обучена, не подготовлена.

И эти кадры готовились здесь, на Тянь-Шане. О подготовке мальчиков-стрелков я ничего не слышал, хотя допускаю мысль, что это имело место быть. Ведь до нас же со временем дошли засекреченные ранее сведения о штрафбатах, о «живых» заслонах, о детях-санитарах, даже о собаках-санитарах. И «Горельник» во время войны был базой для подготовки военных кадров. Но вот каких именно — трудно сказать, информации такой нет.

— Юрий Петрович, вы допускаете мысль о том, что из ребят, пусть и заключенных, в «Горельнике» могли готовить детей-камикадзе: разве под силу им были суровые армейские будни?

— В свое время мы серьезно готовили инструкторов и выпускали их начиная с пятнадцатилетнего возраста. И чувствовали эти ребята себя очень уверенно. Они были очень сильными. Я сам в 16 лет уже был инструктором туризма и значкистом-альпинистом.

Система подготовки наших альпинистов строилась по такому принципу: как руководить группой, как управлять ее передвижением, как действовать на лавиноопасных склонах и так далее. То есть мы готовили лидеров с малого возраста. В 50-60-х годах советский спорт вообще был сильно военизирован. Была железная военная дисциплина: линейки — утренняя и вечерняя, сдача рапорта, отчет инструктора, все строились в отряды, докладывали: «Товарищ старший инструктор, отряд такой-то прошел через такую-то переправу, начало отправления — такое-то, завершение маршрута — такого-то!» Все четко и ясно. Дисциплина была очень строгая, это вызывало уважение к старшему поколению и к правилам, придавало серьезность нашему опасному занятию.

— Владимир Кунин говорит о том, что имеет право на вымысел…

— Как человек искусства, я согласен с автором! Вообще, в мире есть две правды: правда документальная и правда художественная. Первая — это то, что правильно: юриспруденция, бухгалтерия и так далее. А в искусстве все по-другому, здесь действует противоположный принцип: не то хорошо, что правильно, но правильно должно быть то, что хорошо. На этом строятся искусство и творчество. Творчество — это вымысел во имя созидания художественного образа, во имя движения вперед, совершенствования. На этом, кстати, базировался и соцреализм — отражение действительности не такой, какая она есть, а какой она должна быть. Если даже этого не было, то находится на грани того, что могло бы быть. И где-то было еще хуже, еще сильнее, еще страшнее. Не в скрупулезной правде дело, а в осмыслении значения, смысла этого явления.

Важны идеи и помыслы. И если существовала эта школа стрелков-детей, то создателями ее наверняка двигали идеи возвышенные — воспитать защитников Родины. Немцы же воспитывали своих мальчиков с автоматами в руках, да и наши пионеры шли в бой — история знает массу подобных примеров. Людьми двигали возвышенные идеи!

***

Кстати, в 2003 году на месте бывшего «Горельника» была установлена мемориальная доска, посвященная 1500 инструкторам и 12 000 горных стрелков, обученных здесь в годы Великой Отечественной войны. Только вот сколько лет тогда было этим снайперам, пожалуй, знают теперь только горы…

© Виктор БУРДИН
Опубликовано в газете «Страна и мир», 7 апреля 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета