ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматы — Берлин

ПРОСКУРИН ИЗ БЕРЛИНСКА

И
менно так он подписывает сегодня электронные послания из эмиграции. А по содержанию и стилю письма от Владимира Проскурина по-прежнему алматинские…

БАК
 
Когда его называют краеведом, Владимир Проскурин немного раздражается: «Я — алматывед». И продолжает «ведать» нашим милым городом, живя в Европе, в славном городе Берлине. К слову, он знает его уже лучше иных горожан-немцев, проводит экскурсии для русских в Германии.

Заслуженный работник культуры РК, кавалер ордена «Парасат», почетный гражданин Алматы, доктор исторических наук, профессор, сегодня Владимир Проскурин — профессор Берлинского технического университета, преподает на кафедре истории архитектуры Средней Азии и Казахстана. И продолжает изучать Алматы, Казахстан и Среднюю Азию, находя в архивах Германии уникальные документы. Возвращает в Алматы имена казахстанцев, волею судеб покинувших свою родную землю в годы революций, войн и иных событий, срывающих людей со своих мест.

Недавно Владимир Проскурин побывал в Алматы. Самый алматинский из алматинцев оказался в объятиях родных, друзей и коллег. Союз архитекторов Казахстана пригласил специалиста по исторической застройке нашего города, чтобы Владимир Проскурин провел виртуальную экскурсию по Алматы. На стене актового зала сменялись кадры улиц и зданий в ожерелье гор, а Владимир Проскурин занимался привычным и любимым делом: рассказывал о домах и людях Алматы…

Прогулки по Алматы

— В бывшем здании Госсовета располагались театры — русской и казахской драмы. Из последних событий, связанных с театром, известен приезд Александра Галича в Алма-Ату. Машинистом сцены работал Миша Раппопорт, который записал концерт Галича, за что потом жестоко поплатился (позже уехал в Израиль, стал скульптором). Примечательно также, что здание входило в комплекс строений, принадлежащих НКВД. Последнее здание этого комплекса построил архитектор Гусейн-заде в стиле сталинского классицизма — с барельефами, скульптурными изображениями. К счастью, оно уцелело и находится у соснового парка. Здесь стоял и памятник Дзержинскому, поверженный позже в дни перестройки. К слову, сосновый парк носил когда-то имя Льва Троцкого и был посажен детьми детского приюта. А в здании детского приюта, который находился на улице Кабанбай батыра, располагался когда-то первый Совнарком. С 1929 года здесь находилось правительство республики.

Если говорить о советской архитектуре, то проспект Коммунистический, теперь Аблай хана, был краем города. И когда в 30-е годы начинали строить оперный театр, как центральное здание по осевой улице Панфилова, то боковые фасады стали выносить на улицу Сталина (она так названа была в 33 году). Появилась огромная статья в журнале «Архитектура СССР», где казахстанских архитекторов обвиняли в том, что боковые фасады поставили на главный проспект города — улицу Сталина. А то, что называли улицей Сталина и проспектом, представляло собой пространство, заваленное валунами, и именовалось страшно: Старокладбищенская улица, потому что она вела на старое кладбище, где потом поставили автовокзал Алма-Ата-2.

Если раньше правительство Казахстана могло разместиться в здании приюта, где организовался Совнарком, то по прошествии времени чиновники разрослись числом, было построено здание Президиума Верховного Совета. В 1936 году была принята Конституция и республика стала именоваться Казахской советской социалистической. В 1938 году был создан собственный Президиум Верховного Совета. Джамбул Джабаев приветствовал своей стихотворной речью Первую сессию Верховного Совета 1938 года.

Я приехал из Берлина и ужаснулся: все старые здания ободраны, элементы советской эпохи стыдливо уничтожены. Но почему и зачем? Ободрали сельхозинститут даже, а бывшее здание Президиума, к счастью, пощадили: и сельское хозяйство, и промышленность воссозданы на этом здании в движении на фронтоне.

Когда я приехал в Дрезден, который отмечает 800-летие, то обнаружил, что ведутся большие восстановительные работы. Как известно, во время американской бомбардировки 1945 года в марте месяце Дрезден был почти полностью уничтожен. Сегодня архитекторы Германии по старым чертежам восстанавливают архитектурный ансамбль от вокзала до Эльбы — все как было когда-то. Там есть корпус, где учили кавалергардов, на нем в виде ковра на фасаде воссоздана вся история Германии.

К сожалению, Коммунистический проспект не получил ансамблевой застройки, и каждое здание имеет свое лицо, историю, но, увы, оно не включалось в единый ансамбль. В тридцатые годы очень бережно и экономно относились к строениям, предназначенным к сносу. Их переносили из центральной части города на улицы-линии — на Гончарную, Муратбаева и так далее. Но, правда, эти дома уже вторично снесены… Так был перенесен когда-то дом Зенкова.

А этому строению (Казахский ТЮЗ) страшно не повезло: оно строилось в годы борьбы с архитектурными излишествами. Здание построили, а «украшать» его не разрешили. И даже несмотря на усилия художника Сидоркина, который украсил фронтон своей великолепной графикой, само здание похоже на большой сарай.

Построено здание нынешнего Казахского ТЮЗа на историческом месте города Верного. Это был первый опыт градостроительства. До землетрясения 1987 года город должен был строиться вдоль современной улицы Райымбека. Были созданы первые 10 кварталов. Справа, где сейчас улица Ташкентская, строились промышленные участки, предполагался караван-сарай — на уровне улицы Сейфуллина. То есть шла ансамблевая застройка. В этом месте находилась Сенная площадь, и в 1879 году здесь начали возводить Покровский собор, который был взорван в 1934 году, когда советские строители начали формирование главной площади Коминтерна. От собора остались маленькие дубы при храмовом погосте. Так что сквер Амангельды Иманова стоит на костях наших предков. Сам памятник, поставленный в этом месте в пятидесятом году, стал главной достопримечательностью Алма-Аты. Позировал для скульптуры Амангельды Иманова художник Кастеев, так как изображения самого Иманова не сохранилось.

Надо сказать, что в сегодняшнем Алматы повсюду видны а-ля Малайзия и а-ля Турция, приходится признать, что это уже не лицо нашей Алма-Аты. Но ведь существуют же иные стилевые решения!

Галина ГАЛКИНА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 10 марта 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета