ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

В
  конце прошлого года создан Общественный совет по реализации Государственной программы «Культурное наследие». Корреспондент «Столичной Жизни» беседует с членом этого совета, директором Института археологии имени А. Маргулана, академиком НАН РК, профессором Карлом Байпаковым.

— Карл Молдахметович, каковы задачи общественного совета?

— В апреле прошлого года Нурсултан Абишевич Назарбаев наряду с важнейшими для государства задачами в области политики, экономики, социального развития поставил вопрос и о сохранении культурного наследия страны. О том, чтобы не только изучать наше культурное наследие, но и превратить его в действующий предмет знакомства и познания прошлого Казахстана, чтобы оно было широко известно в мире. Нам есть чем гордиться. Это и остатки городов на Великом Шелковом пути, и Сакские курганы, и интереснейшие археологические находки. Казахстан внес весомый вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Таким образом, президентом республики была инициирована программа «Культурное наследие Казахстана». Программа разрабатывалась различными научными институтами и министерствами. В декабре состоялось ее обсуждение, где был высказан ряд конкретных замечаний, предложения по приоритетным направлениям развития программы. В совет вошли видные деятели науки, культуры и образования Казахстана.

— Программой не забыта и южная столица?

— Конечно, наш город с богатым историческим прошлым, с огромным культурным наследием, которое насчитывает не одну тысячу лет. А это не только архитектурные постройки – это еще и памятники старины, городища, курганы, которые были расположены на территории Алматы. И, естественно, нужна активная работа для изучения, сохранения и использования этого культурного наследия. По заданию акимата города департамент культуры, наш институт археологии и Музей истории города взяли на себя задачу разработки программы «Культурное наследие» Алматы.

— Вы обмолвились, что история Алматы насчитывает более тысячи лет. Но ведь готовятся отметить лишь 150-летие нашего города?

— 150 лет – важнейший период в истории Алматы, безусловно достойный юбилея. Наш город имеет, однако, более длительную историю. По крайней мере, 1 000 лет назад Алматы уже сформировался как крупный городской центр на трассе Великого Шелкового пути. У нас есть все данные и материалы, доказывающие этот факт. В частности, монеты, которые были найдены на территории бывшего погранучилища. Это медные монеты, сверху покрытые серебром, а арабская надпись на них гласит, что они чеканились в городе Алмату в 1271-1272 годах.

— Карл Молдахметович, но ведь не каждое поселение можно назвать городом? Город имеет какие-то свои определения, отличительные черты от аулов, поселков? Можно ли называть средневековую Алмату городом?

— Алмату уже в Х веке был городом, так как здесь были развиты ремесла, были свои монетные дворы, бурно развивалась торговля, так как Алмату входил в схему международных и внутренних путей.

— Если я правильно поняла, то под современным Алматы находится древний город Алмату?

— В программу «Культурное наследие» вошло изучение средневекового периода культуры города Алматы. Акимат выделил соответствующие средства на изучение древнего наследия, и археологи с октября прошлого года вели раскопки одного из поселений, которое называлось Серенкора и находится на южной окраине Алматы. К сожалению, оно сильно разрушено. Но сохранились остатки стен, въезд в этот город, и получен достаточно интересный материал об истории города. Конечно же, поднять древний город из-под современного Алматы невозможно. Но исследовать и сохранить хотя бы его части мы обязаны.

— Культурное наследие – это ведь не только изучение и сохранение памятников древности – курганов, остатков городов?

— В программу входит и издание книг, посвященных истории города и Алматинского региона. И одна из первостепенных задач – создание художественного альбома, где мы могли бы собрать все древние сокровища, найденные на территории Алматы и в его окрестностях. Также задуман выпуск двухтомника об истории Алматы, книжки для детей, рассказывающие об истории города, энциклопедия об Алматы.

— Имея такое богатое культурное наследие и исторические памятники, советуются ли строители с археологами города для проведения своих работ? Не разрушают ли они археологические памятники?

— Существует закон, который предусматривает то, чтобы перед началом строительства проводилось согласование с археологами, которые могут изучить строительную площадку. И, кстати, при разработке программы «Культурное наследие» была поставлена задача совершенствования законодательства в области сохранения культурного наследия и повышения ответственности за это. Это и не позволит «ретивым чиновникам» давать добро на строительство в местах исторических памятников. Памятников, которые можно изучить, сохранить либо превратить в музеи под открытым небом.

— Можно ли сказать, что благодаря программе «Культурное наследие» наша страна, наш город в частности станут объектом международного туризма?

— Великий Шелковый путь вызывает огромный интерес у многих зарубежных туристов, которые с большим интересом приезжают в Казахстан, в Алматы, чтобы посмотреть и нашу природу, и наши памятники, и остатки древних городов. У зарубежных гостей и туристов вызывает большой интерес и своеобразная степная цивилизация, существовавшая на территории Казахстана. Так что программа «Культурное наследие» охватывает многие аспекты жизни нашего государства.

— Видимо, сложно из огромного пласта истории выбрать более интересные и важные объекты для изучения?

— По сути, весь Казахстан – это музей под открытым небом. В любом регионе нашей страны имеются десятки, тысячи интереснейших памятников археологии. Сегодня зафиксировано порядка 30 тысяч таких объектов. Их изучение и исследование дело не одного десятка лет. Мы, естественно, не сможем за короткий срок изучить все исторические памятники, сохранить их обязаны. Но вот изучить и превратить в объект мирового туризма на данный момент нужно памятники культурного наследия, которые находятся вблизи крупных городов, на трассах Великого Шелкового пути. А то, что останется за пределами нашего внимания, будет изучаться нашими потомками. В первую очередь необходимо возродить археологические памятники, которые находятся рядом с Алматы, Талдыкорганом, Чимкентом. К примеру, тот же Сакский курган в Иссыке, который стал одним из объектов паломничества туристов. И приятно осознавать, что он привлекает внимание не только туристов, но и вызывает огромный интерес и у школьников, и у студентов, то есть у нашего подрастающего поколения.

Сохранение культурного наследия должно стать нравственным долгом каждого человека, проживающего на этой земле. Это наследие – память о наших предках. И думаю,, что культурное наследие нашей страны необходимо изучать в школах уже с первого класса, а назвать этот предмет «Родная история». Ведь историческая память должна быть у нас в крови, впитываться вместе с молоком матери.

Опубликовано в газете «Столичная жизнь», 15 февраля 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета