ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

В
  рубрике «Из первых рук» «НП» предоставляет слово эксперту. Сегодняшняя тема – история, а лектором-экспертом выступит ученый, директор Института археологии Карл Байпаков. Он расскажет: 1) о древнем Алматы; 2) о формировании мифов в наше время; 3) о последней экспедиции и раскопанном медресе, которое должно стать одной из ярчайших достопримечательностей нашей страны.



Карл Байпаков
 
1. Древний Алматы стоял на том самом месте, где и сейчас, примерно в X-XIV века. И, конечно, есть мнение, что это было очень давно, что нет преемственности, что это два разных города. Действительно, в XIV-начале XV веков Алматы запустел. Город пережил период упадка, но жизнь оседлая, традиции городской жизни здесь остались.

Интересно, что русские переселенцы, которые пришли из Воронежской губернии, из других регионов Российской империи, заимствовали опыт искусственного орошения, прокладки каналов у местного населения. Так что мы можем уверенно говорить, что традиция оседлости, урбанизация здесь сохранилась. И неправильно утверждать, что Алматы (Верному) всего 150 лет. Это лишь один из периодов жизни нашего города.

Современный город стоит на плечах своих предшественников, поэтому раскопки вести затруднительно. Но есть места, где сохранились остатки городской жизни того периода. В 80-е годы я лично участвовал в раскопках в районе Погранучилища. Кроме монет, там нашли ремесленные мастерские, кузнечную мастерскую, где производили военные шлемы, орудия для земледелия, вооружение. Обнаружили большие сосуды для закалки изделий, меха, остатки горнов. То есть остатки города X-XII веков.

Справка «НП»
Карл Байпаков – академик Национальной академии наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РК. Награжден орденом «Парасат».
Карл Байпаков является крупным специалистом в области средневековой археологии Казахстана и Центральной Азии. Его полномасштабные исследования таких памятников, как Отрар, городище Куйрыктобе, некрополь Костобе, буддийский храм на городище Коялык и многие другие расширили и обогатили источниковую базу древней истории Казахстана. Он – автор многочисленных книг и монографий.
Казахстанские археологи говорят, что основная заслуга Карла Байпакова – это масштабные исследования городов Южного Казахстана. Сегодня раскопки ведутся на высоком уровне, таким образом, выполняется государственная программа «Культурное наследие». Каждый год выходит несколько новых полноценных книг на эту тему.

О жизни Алматы того периода можно судить по раскопкам другого города, который находился рядом. Сейчас это город Талгар. Он тоже, как Алматы, стоит на плечах своего предшественника. Но новый город появился несколько севернее. Древний Талгар назывался Талхир или Талхар – как мы видим, название почти не изменилось.

Там уже много лет работают археологи. Они вскрыли городские кварталы, улицы, выложенные булыжником. Там была канализация, водопровод, базары, процветало ремесло. Жители были грамотными – мы находим бытовую утварь, на ней надписи на арабском языке (в то время здесь был уже ислам, это X-XII века). Удивительно, что кроме арабских сохранились рунические надписи, то есть древнетюркское письмо.

Антоновка – это тоже очень интересное городище, в древности расположенный здесь город назывался Коялык. В нем в XII-XIII веках проживало разнообразное по своим конфессиональным приверженностям население. Найдена огромная соборная мечеть в центре города, что позволяет сделать вывод, что доминировал ислам, но рядом находится большой буддийский храм. А неподалеку был городок, населенный христианами-несторианцами, там была церковь. Его мы пока не нашли, но о нем писал Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому каану Мунке. Он путешествовал в этих местах и был как в Коялыке, так и в этом городке, название которого не сохранилось.

2. Казахстан – молодое суверенное государство, и мы сейчас очень трепетно относимся к своей истории, познаем ее. Мое поколение, например, лучше знало историю Франции и России, чем родную. Поэтому на волне желания удовлетворить любопытство люди создают мифы. При этом свои идеи они подкрепляют подгонкой фактов.

К примеру, личность Чингисхана и монгольское нашествие вызывают споры. Мы традиционно считали, что монгольское нашествие – большой удар для этнической и политической истории Казахстана. Что монголы несли с собой разрушение. Но, наверное, история не знает прямолинейных решений. Наверное, монгольское государство, которое сформировалось после походов, привнесло и положительное, интересное для Казахстана – это развитие почтовой службы, дипломатии.

Однако, когда люди из одной крайности бросаются в другую, это уже нельзя назвать изучением истории. Например, некоторые любят рассуждать о «прогрессивной роли монгольского нашествия»: говорят, что монгольское нашествие – это только благо, что благодаря ему у нас сформировалось государство. Так рождаются мифы.

Или есть стремление – оно было и в советское время – считать выдающихся ученых Авиценну, Бируни узбеками или таджиками. Но это люди, которые в то время еще не могли быть расселены по национальным квартирам. Аль-Фараби, например, родился в городе, который сегодня находится на территории Казахстана, но обучался в Бухаре, Самарканде. Он является представителем Мусульманского ренессанса, который имел место на территории Арабского халифата, а также в государствах, которые тогда развивались в русле арабской культуры.

3. Экспедиция, которую я возглавляю, называется «Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция». Она была создана очень давно, в начале 70-х годов прошлого столетия. Организатором экспедиции был мой учитель Кемаль Акишевич Акишев, известный археолог, который нашел знаменитого Золотого человека. Сейчас раскапываются много интересных городов, об одном хочется рассказать – это Сауран.

Сауран находится неподалеку от Туркестана, в 40 километрах по трассе Шелкового пути. Город погиб где-то в XVIII веке, а развивался в эпоху Мусульманского ренессанса, в X-XII века уже был крупным городом, о нем сообщают источники. Его особенность в том, что он сохранился очень хорошо: стены высотой 15-20 метров, башни, въезды, структура осталась. Сейчас мы изучаем центр города, центральную площадь, здесь находится удивительное строение – сауранское медресе. Оно славилось тем, что у него было два минарета по бокам. И был автор XVI века, который называл это медресе одним из чудес света. Потому что два минарета были связаны цепью, и если раскачать один, то в такт ему качался и другой. Такой прием был известен архитекторам, но, конечно, это поражало современников.

Сауранское медресе – древнее исламское учебное заведение. Там изучали не только богословие, но и астрологию, астрономию, каллиграфию, географию, то есть давали достаточно мощный запас знаний. Ученики становились не только священниками, но еще и учеными. Аль-Фараби, к примеру, был и богословом, и философом, и математиком, и астрономом.

Постройка очень богато украшена майоликой, выложена глазурной плиткой. Медресе довольно большое, оно имело традиционный план: внутри двор, вокруг находились богатые помещения для профессуры и более скромные – для студентов. Вымощенный дворик, айва. Там устраивали дискуссии, проводили беседы, чтение Корана, чтение стихов. Ведь образование начинается с поэзии.

© Амина ДЖАЛИЛОВА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 29 сентября 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета