ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

НЕ ПРОСПАТЬ БЫ ГОДОВЩИНУ!

До 150-летия Алма-Аты осталось 365 дней

5
  октября в Алма-Ате отметили ежегодный День города. В 2003 году это был 149-й день рождения единственного в Казахстане мегаполиса, как и прежде являющегося политической, экономической и финансовой столицей страны. Ровно через год нашему городу предстоит отметить своё 150-летие.

Однако вопрос о предстоящей дате поныне является остро дискуссионным. Дело в том, что в околовластных квазинаучных кругах действует сильная группировка, оказывающее давление на акима (мэра) города Виктора Храпунова с целью не допустить празднования 150-летия Алма-Аты в 2004 году. Деятели этого «антиюбилейного лобби» настаивают на том, что возраст города отнюдь не 150 лет, а… 1 500, 2 000 или даже 3 000 лет, подобно южноказахстанским городам Туркестан и Тараз, чьи 1 500-летний и 2 000-летний юбилеи были помпезно отпразднованы в предыдущие годы.

Однако миф о «древнем Алматы» не имеет каких-либо подтверждений в истории и археологии. Единичные археологические находки на современной городской территории могут свидетельствовать лишь о спорадическом пребывании здесь кочевников, но никак не о постоянном существовании здесь сколь-нибудь урбанизированного поселения. Дата же реального основания Заилийского укрепления хорошо известна и документирована: это произошло 17 февраля 1854 года, а торжественное открытие 17 сентября того же года (по ведённому в ХХ веке григорианскому календарю это стало 29 сентября, потому и День города отмечается в Алма-Ате в первое октябрьское воскресенье).

В 1855 году Заилийское укрепление получило название Верное, в 1867 году – статус города. В 1921 году Верный был переименован в Алма-Ату, а в 1993-м – в Алматы (хотя законам русского языка в его разговорной и неофициальной письменной формах больше соответствует прежняя форма Алма-Ата). Свой первый столичный статус укрепление Верное получило в 1856 году, став центром Алатавского округа, а вместе со статусом города в 1867-м Верный стал центром Семиреченской области. В 1929 году Алма-Ата стала столицей Казахской автономной республики, в 1936-м – союзной Казахской ССР, а в 1991-м – независимого государства Казахстан. Однако в 1997 году административной столицей страны был назначен небольшой североказахстанский города Акмола (ныне Астана), а в 2001-м центр Алматинской области был перенесён в маленький город Талды-Курган в 250 км к северо-востоку от Алма-Аты.

После этого перед 1,5-миллионным мегаполисом, лишённым вообще какого-либо административного статуса, со всей остротой встала проблема выживания города как социума, являющегося лицом своей страны. Дело в том, что в отличие от североамериканской системы, где Нью-Йорк или Монреаль могут прекрасно развиваться, не будучи ни столицами США или Канады, ни даже центрами штата или провинции, в странах евразийской традиции смысл существования городов всегда заключался исключительно в исполнении военно-административных функций. Нашему же городу ничего не остаётся кроме как переходить на североамериканскую систему (что было бы очень даже неплохо!) при сохранении в целом по Казахстану азиатско-советской (что просто ужасно!) авторитарной системы управления. Но разрешимо ли это противоречие или же оно антагонистично, что называется, по определению?..

Совсем недавно, в мае 2003 года, в соседней с Казахстаном России было отмечено на самом высочайшем уровне 300-летие Санкт-Петербурга. В дни юбилея уроженец Ленинграда (ныне вновь Петербург) российский президент Владимир Путин принимал в северной столице России президентов и премьер-министров из 45-ти стран мира, в том числе и своего казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева. А вот захочет ли последний, являющийся уроженцем окрестностей Алма-Аты, приглашать на 150-летие Алматы хотя бы половину от числа иностранных глав, посетивших Петербург, да и захочет ли столько мировых лидеров приехать в наш город? Вряд ли, поскольку значение Казахстана во внешнем мире по сравнению с Россией вполне пропорционально соотношению численности населения РК (15 миллионов) и РФ (150 миллионов) как 1:10.

С этим соотношением можно было бы принять как данность, исходя из него в наших дальнейших рассуждениях, если бы мы видели, что власти Казахстана всерьёз собираются отмечать через год 150-летие своей южной столицы в масштабе хотя бы одной десятой доли от масштабов петербургских торжеств. Например, подготовкой к юбилею Петербурга ведала специально созданная федеральная комиссия из представителей всех ветвей российской центральной власти. Нам же пока ничего не известно о создании хотя бы городской комиссии по празднованию 150-летия.

Далее, Алма-Ата является, видимо, единственным городом в Казахстане, не имеющим музея своей истории. Есть лишь Центральный музей Казахстана, но в его экспозициях история крупнейшего города и многолетней столицы республики фактически игнорируется. Музей истории и реконструкции Алма-Аты был номинально создан в 1987 году, но так и не получил постоянного здания, несмотря на постоянные заверения г-на Храпунова в том, что этот музей вот-вот будет открыт. В то же время идеально подходящее для его размещения здание бывшего губернаторского дома, официально признанное историческим памятником, сгорело в 1995 году почти что дотла, и его руины уже седьмой год возвышаются на перекрёстке проспекта Достык и улицы бия Казыбека в историческом центре города. Бесчисленные обещания восстановить исторический облик здания и разместить в нём многострадальный Музей города никто как будто и не собирается выполнять.

БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДОМ

Вот он – бывший губернаторский дом…

Также лежит в руинах и старая Верненская крепость, основание которой как раз и означало рождение современного города. Эта крепость с её богатой по казахстанским меркам историей ни разу не подвергалась осаде вражескими армиями, будучи всего лишь местом размещения тыловых военных частей Российской, Красной и Советской армий. По своему историческому значению для города Верненская крепость вполне сравнима со значением Петропавловской крепости для Петербурга, Тауэра для Лондона или Красного форта для Нью-Дели. Однако даже и богатейшее возможности для туристического бизнеса оставляют равнодушными и власть, и бизнес, вопреки даже бурному развитию историко-экологического туризма в горно-степных окрестностях мегаполиса.

Старинная крепость охраняется сейчас одиноким сторожем, по его словам работником некоего частного предприятия, будто бы получившего подряд у городского акимата (мэрии) на восстановление отдельных архитектурных элементов как основы для создания историко-архитектурного заповедника. Но никаких видимых глазу восстановительных или строительных работ на территории крепости не ведётся.

РАЗВАЛИНЫ ВЕРНЕНСКОЙ КРЕПОСТИ

Развалины бывшей Верненской крепости

Однако сегодняшнее состояние даже и гораздо более молодых объектов, жизненно необходимых современному 1,5-миллионому городу, вызывает большие сомнения в реальности их завершения к 150-летию города. Не видно никаких попыток завершить строительство Олимпийского спорткомплекса в элитном районе Самал, начатое ещё в 80-х годах ради приближения многолетней мечты предгорной Алма-Аты о проведении Зимних олимпийских игр. Подача заявки в Международный олимпийский комитет многократно откладывалась и в 90-х годах прошлого столетия, и в первые годы нового века, сейчас речь может идти лишь уже даже не о 2008-м, а лишь о 2012 годе.

Наконец, главный позор современной Алма-Аты, видимый невооружённым взглядом любому казахстанцу или иностранцу, въезжающему в город или покидающему его воздушным транспортом. В Алматинском аэропорту пассажиры как внутриказахстанских, так и международных рейсов вынуждены проходить регистрацию и таможенный досмотр на въезд и выезд в двух разных зданиях, далеко отстоящих одно от другого и совершенно не соответствующих элементарным требованиям комфорта. Рядом строится огромный пассажирский терминал, возводимый на месте прежнего здания постройки 70-х годов ХХ века, согревшего дотла в одну июльскую ночь 1999 года. Однако хотя строительство было начато уже довольно давно, и дата торжественной сдачи терминала столько раз оглашалась устами акима г-на Храпунова, а потом столь же часто переносилась на более поздние сроки, что теперь уже мало кто из алмаатинцев верит в то, что современный аэропорт будет когда-нибудь достроен.

Кроме того, сам проект нового терминала не раз подвергался критике в оппозиционной прессе как весьма сомнительный в сейсмическом отношении, что слишком актуально для Алма-Аты как для города, дважды в ХIХ и ХХ веках перенёсшего разрушительные землетрясения. Такие же проблемы с сейсмоустойчивостью предполагаются и многочисленных зданий «элитной архитектуры», возводимых по всему городу в неимоверном количестве, но далеко не всегда соответствующим нашим эстетическим вкусам. В то же время строительство доступного основной массе населения муниципального жилья практически не велось все 90-е годы.

Таков общий исторический, политический и экономический фон празднования 149-го дня рождения южной столицы Казахстана, прошедшего 5 октября.

© Андрей СВИРИДОВ
Специально для сайта «Очерки истории Алматы», октябрь 2003 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета