ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

АЛМА-АТИНСКИЕ МОТИВЫ

Т
ак называется фотовыставка, открывшаяся в алма-атинской галерее современного искусства «Улар». В двух залах ее размещены работы известных фотомастеров, лауреатов множества международных выставок Валерия и Ольги КОРЕНЧУК. Это своеобразная визуальная фотопоэма из 150 снимков посвящена 150-летию южной столицы Казахстана.

СТЕНА ЦОЯ
 
Здесь нет «проходных» фотографий. И, понимая это, вы вовлекаетесь в бесконечно пульсирующий ритм Алма-Аты. Зима, лето – все времена года. Солнце, дожди и туманы, укутывающие городские скверы и улицы. Утренние лучи, пробивающиеся сквозь листву, и – таинство южных ночей с причудливой игрой неоновых огней. Уловленные каким-то необыкновенным везением мгновения городской жизни, вызывающие неподдельный интерес, а порой и улыбку. Покоряющие добротой, нежностью, трепетной сиюминутностью.

Город. Он такой разный, трогательный и живой! Вот целующаяся парочка среди толпы. Продавщица, одевающая в витрине мужской манекен. Девушка с зонтиком, ожидающая кого-то под знаком «Стоянка только служебных машин».

Бедолага-автолюбитель, с головой под крылом своей колымаги – то ли Тянитолкай, то ли автокентавр. Прикованная цепью уличная урна. Трогательная надпись «Я люблю тебя, Люда!» на мокрой от дождя или слез бетонной стене. Ветеран в танкистском шлеме, торгующий нехитрым скарбом. Полиция, разгоняющая пикетчиков. Заседание Кабинета министров в президентской резиденции…

Всеобъемлющая, многогранная фотолетопись города, созданная средствами фотоискусства. Тут неординарные ракурсы, использование специальных насадок, фильтров, длительных и многократных экспозиций, зуммирования и прочих профессиональных хитростей, позволяющих авторам самый обычный вид превратить в фантастически феерическую картину и передать зрителям любовь к родному городу.

Валерий Дмитриевич и его дочь Ольга – коренные алмаатинцы. Валерий родился в последний предвоенный год. В школьные годы увлекался судомоделизмом, пропадал в Доме пионеров, хотя и не чурался искусства. Участвовал в спектаклях школьного драмкружка, которые ставились даже на сцене ТЮЗа. Газета «Ленинская смена» в те годы то писала о нем, как о будущей звезде сцены, а он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Впрочем, и там его ждала очередная встреча с Музой.

— В первый же месяц студенческой жизни у своего земляка Левы Буданцева, тогдашнего аспиранта ЛГУ, – вспоминает Валерий Дмитриевич, – я увидел журналы «Ческословенска фотография». Сразу пришла мысль с первой же стипендии купить фотоаппарат и заняться всерьез фотографией. Но стипендии были маленькие, а цены большие, так что я приобрел «Зоркий-2С» только в 1959 году. Но за это время проштудировал всю фотографическую литературу, что была в институтской библиотеке и «Салтыковке». В то же лето, будучи на каникулах, начал снимать Алма-Ату. У нас на курсе алмаатинцев было трое, и ребята подшучивали: «У вас там верблюды по улицам ходят!». Осенью на факультете сделал первую выставку, показал, как выглядит наш город. И так – каждую осень, пока учился. Естественно, поначалу снимал все самое новенькое и эффектное. Потом почувствовал обаяние старины – красоту непритязательных двориков, покосившихся заборов, фактуру изъеденных солнцем и дождем досок, журчание арыков, прелесть нерукотворных натюрмортов, что встречались тогда на каждом шагу. Слава богу, зарубежные фотожурналы научили все это видеть. Оставалось лишь скомпоновать кадр и поколдовать в фотолаборатории.

Как Валерий, уже будучи инженером Алма-Атинского завода имени Кирова, колдовал в тесной ванной своей квартиры, знают жена, дети да коллеги по фотоклубу «Медео». Публика видит только результаты. И они впечатляют. На 610 международных выставках демонстрировались его работы. Удостоены сотни наград, включая Гран-при «Золотой глаз-77», 8 международных премий «За социалистическое фотоискусство» и 7 золотых медалей.

Работы Ольги, видеоинженера телеканала «Южная столица – Алматы», экспонировались на 71 международной выставке, награждены дипломами в Аргентине, Пакистане, США.

В последние годы фотодинастия создает совместные проекты: «Таллин. Четвертое измерение», «Народ отстаивает свои права», «Санкт-Петербург глазами алмаатинцев», «Укрощенный Давид, или Вещей загадочная жизнь».

— Среди отзывов Петербургской выставки, проходившей в Музее имени Кастеева, – говорит Валерий Дмитриевич, – мне больше всего понравился этот лаконичный: «Очень хорошо. Без сюсюканья и злобствования. Вот так бы снять Алма-Ату!». Для нас это было весьма приятной оценкой и напутствием, наказом. У себя в фотоклубе мы решили весь нынешний год посвятить юбилею города и провести серию выставок. Например, «Алма-Ата глазами Виталия Федоровича Билькова» – он патриарх художественной фотографии Казахстана и снимает наш город с начала пятидесятых. В клубной коллекции хранится его снимок «8 марта 1953 года» – день похорон Сталина у Оперного театра. Потом надо бы сделать выставку династии Ионовых. Это целых четыре колена фотографов, начиная с Нестора Ионова, что в 1901 году снял караван верблюдов, на котором в Илийск доставили части первого парохода. Очень много негативов по Алма-Ате у Владимира Михайловича Шургаева. Да еще два поколения Елагиных охватывают почти 80 лет жизни третьей столицы Казахстана. Но все тормозится отсутствием средств. Упомянутые товарищи – пенсионеры, а чтобы только отпечатать фотографии, нужно долларов двести-триста. И не можем найти спонсоров даже в нашей мэрии.

Уже с февраля известный алма-атинский краевед Владимир Проскурин, живущий теперь в Берлине, стал бомбардировать Валерия Коренчука письмами, поздравляя его с юбилеем города и сообщая исторические подробности становления Верного. К сожалению, история сохранила не так уж много фотографий вековой давности. Но кое-что осталось. Сейчас фотомастера по старым снимкам разыскивают эти места, чтобы в том же ракурсе запечатлеть запечатленные тогда объекты. Заключительная выставка юбилейной серии будет называться «Алма-Ата вчера, сегодня и позавчера».

© Людмила ЕНИСЕЕВА
Опубликовано в газете «Известия-Казахстан», 21 августа 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета