ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

«АЛМАТЫ МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ»

Т
о, что Верный был основан на месте древнего города, не является открытием последних лет. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в исторических источниках и археологические находки. Однако данная тема стала широко обсуждаться лишь после обретения Казахстаном независимости.

Тысячелетний возраст Алматы, вокруг официального признания которого было сломано немало копий, может оказаться не окончательным. История знает массу примеров, когда археологические изыскания и вновь обнаруженные находки приводили к пересмотру «паспортных данных» городов, теоретически и Алматы может оказаться в их числе, заявил в интервью Sputnik академик НАН РК, профессор, доктор исторических наук, почётный директор Института археологии имени А.Х. Маргулана Карл Байпаков.

КАРЛ БАЙПАКОВ

— Карл Молдахметович, после обретения Казахстаном независимости возраст города Алматы официально увеличили более чем на 800 лет, в связи с чем в этом году мы отмечаем 1000-летие бывшей столицы. Расскажите, на чём базировались историки, археологи, делая это открытие…
— Вопрос возможного пересмотра возраста Алматы стал активно подниматься где-то с конца прошлого столетия. Казахстан приобрёл независимость, стал более глубоко и тщательно изучать собственную историю. И, естественно, многие «тёмные пятна» стали светлеть, одно из них касается возраста Алматы. Год основания Верного - 1854. Эта дата отмечалась горожанами как день рождения Алматы в течение многих лет, но уже первые жители города, интеллигенция, люди, интересовавшиеся историей края, понимали, что они пришли сюда не на пустое место, что здесь до них была культура, мощная цивилизация, культурное наследие, которое они видели в многочисленных курганах и городищах. Те же первые жители города ходили в горы, осматривали ущелья, видели там остатки каких-то строений. Один из них, авторитетный краевед Абрамов, выражая общее мнение, говорил, что Верный стоит на остатках каких-то древних памятников, остатках былой цивилизации.

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА ДРЕВНЕГО АЛМАТЫ
Керамикалық ыдыс X-XI ғғ. А.Х.Марғұлан атындағы археология институты ұсынды

Эта тема муссировалась постоянно. Ещё Чокан Валиханов отмечал в своих заметках и отчётах, что Верный возник на месте старого города. И, кроме того, хорошо зная восточные источники, он понимал, что здесь, где проходил Великий Шёлковый путь, конечно, были города. Эта информация подтверждалась и другими исследователями, учёными. Один из них — востоковед, учёный мирового уровня Василий Бартольд. Он был здесь с миссией Российской Академии наук с целью исследования городов на территориях, недавно присоединённых к России. Так вот, архитектор Павел Гурдэ, который много сделал для города, для его застройки, свозил его на развалины города, которые находились к юго-западу от Верного. После этой поездки Бартольд писал в своем отчёте от 1894 года, что он видел остатки крупного городища с кирпичными строениями, мельницей и так далее. То есть он сделал вполне резонный вывод, что на месте Алматы был какой-то город. А дальше был целый ряд эпизодов, когда при строительстве современного города находили какие-то вещи, керамику, кузнечные изделия, водопроводные трубы, гончарные мастерские.

А в 1979 году в отдел археологии Института истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова АН КазССР некая женщина принесла две монеты. Владимир Настич — учёный, нумизмат-арабист осмотрел их и определил, что это серебряные дирхемы. Надписи были стёртые, потому что монеты долго находились в обращении, но, тем не менее, он правильно определил, что это, скорее всего, монеты XIII века и чеканились в Жетысу.

МЕДНЫЕ ДЕНЬГИ ДРЕВНЕГО АЛМАТЫ
Посеребренные медные дирхемы, чекана монетного двора города Алматы в 1271-1277 гг. Предоставлено Институтом археологии имени А.Х. Маргулана

Уже позже, когда он переехал в Москву, стали поступать новые находки: ему принесли две монеты хорошей сохранности, и он прочитал на одной из монет по-арабски, что она выпущена в городе Алмату. Позже он всё-таки решил, что, с точки зрения грамматики арабского языка, правильно читать не «Алмату», а «Алматы». Монета была чеканена в XIII веке на рубеже или после 1270-1272 годов. Стало ясно, что город Алматы был известен в XIII веке под этим названием. Об этом городе сохранились письменные источники. О нём пишет Бабур — автор XVI века, общественный деятель, писатель, поэт. Об этом городе также упоминал и Мухамед Хайдар Дулати.

Таким образом, стало понятно, что существование города Алматы в XIII веке - это неопровержимый факт. Но раз уж он в XIII веке выпускал монеты, значит, возможно, он существовал и в более ранее время. Был проведён ряд исследований на останках полуразрушенных городищ, были проанализированы все материалы, не только связанные с городской культурой, стала изучаться вообще история Жетысу - Семиречья.

ПОЛИВНЫЕ ГОРШКИ ДРЕВНЕГО АЛМАТЫ
Поливные горшки X-XII вв. Предоставлено Институтом археологии имени А.Х. Маргулана

Вокруг Пограничного училища проводились поиски, жители с удовольствием предоставляли археологические материалы, даже разрешали копать на территории своих усадеб. Там сохранились культурные слои, до полутора метров толщиной, откуда извлекали керамику, кузнечные изделия. Увеличивалось количество найденных монет. Отчеканены они были в Алматы с той же самой тамгой - гербом правителя. Стало ясно, что это был крупный город и сформировался он в X-XI века. После этого тысячелетняя история стала у всех на слуху и как бы доказанной. Такая методика определения возраста города существует.

Казань, которая отмечала тысячелетие, свой возраст базировала на показаниях учёных, которые нашли монеты X века и другие материалы в культурных слоях. По керамике и материалам археологии определялся возраст Ташкента, Самарканда. Бывают случаи, когда есть письменный источник, который позволяет чётко сказать, когда возник город. Например, Москва в 1947 году отметила свое 800-летие. Почему? Потому что сохранилась летопись, в которой написано что князь Юрий Долгорукий срубил город на берегу Москва-реки в 1147 году и назвал его Москва. Тут уж никаких сомнений нет.

С другой стороны, ничего безусловного в науке нет. Сейчас вновь активизировалась дискуссия о возрасте Москвы, потому что хотя город и возник, согласно летописям, в 1147 году, археологи находят на месте города более ранние культурные слои. Так что не исключено, что возраст Москвы будет увеличен.

— Как была определена цифра в 1000 лет? Известно ведь, что на территории города и вокруг него имеются следы пребывания человека и в более древние времена…
— Совершенно верно. Были «горячие головы», которые выражали неудовольствие тем, что, мол, Ташкенту две тысячи лет, а Алматы только тысяча. Мотивировали это тем, что есть древние находки, прекрасные сакские древности, сакские курганы, жертвенники, котлы. Но тут надо понимать, что в науке есть чёткое определение города. Так вот, город - это, прежде всего, место, где сосредоточены ремёсла, где ведётся международная торговля, это должен быть центр административной, политической власти. Если вдаваться в экономические и социологические тонкости, то город - это место, где производится прибавочный продукт, и где живут интеллигенция, учёные, поэты. Как раз то время - X-XI века, о которых мы говорим, это период, который в истории Востока назывался «мусульманским ренессансом». Эпоха расцвета восточной культуры, когда города Востока развивались быстрее и находились на более высоком уровне, чем города Запада. Как раз эта эпоха и послужила отправной точкой для возникновения города Алматы, именно как города, это надо чётко говорить.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ТЮРКСКОГО ВОИНА
Погребальный инвентарь тюркского воина VI–VIII вв. Предоставлено Институтом археологии имени А.Х. Маргулана

А что касается заселения этого района благодатного, то, конечно, его заселили еще в эпоху палеолита, это 20 тысяч лет назад. Кроме того, здесь известны стоянки эпохи бронзы, когда в этом районе существовали многочисленные земледельческие поселения. Потом была замечательная эпоха саков, которая хорошо известна по найденному под Иссыком «Золотому человеку». Надо сказать, что искусство саков в зооморфном стиле, присуще высокоразвитому обществу. Это была прекрасная культура, но городов ещё не было.

Исследования продолжаются, ведутся раскопки на остатках городища, расположенного на окраине современного города Талгара, ведутся работы в Каялыке, что недалеко от Талдыкоргана. Ведутся изыскания и в Алматы. В науке нет истин последней инстанции. Возможно, мы найдём что-то, что «удревнит» возраст Алматы. Такие прецеденты известны. Тот же Ташкент - сначала его возраст определили как 2000 лет, потом археологи нашли материалы более раннего времени, сейчас его возраст 2500 лет. В 2000 году отпраздновали 1500-летие Туркестана. Этот возраст основывался на материалах, известных в 1970-80-90 годах. А сейчас археологи докопались до того, что нашли цитадель Туркестана, древнего Туркестана, который сформировался как город в первые века нашей эры. Так что придётся пересматривать его возраст. Такие факты есть, это очень интересно и важно, потому что наука развивается, в том числе археология, история, востоковедение. Так что, говоря о возрасте Алматы, сегодня, базируясь на имеющихся материалах, мы уверенно определяем его в 1000 лет.

— Одной из причин возникновения споров вокруг возраста города, наверное, является то, что он пришёл в упадок и на какое-то время фактически прекратил свое существование?
— Период упадка Алматы пришёлся на начало XIV века. Археологам, историкам известно, что в этот период в Алматы уже не чеканились монеты. К началу XIV века относится клад монет, в котором обнаружены монеты Ферганы, Ташкента, Самарканда. Город еще существовал, велась торговля, но уже начался упадок. Это был период междуусобиц после распада Монгольской империи, войны, смутная была эпоха. Но, тем не менее, несмотря на эти войны, здесь сохранялась осёдлая культура с элементами городской.

Неслучайно, наверное, на территории Жетысу сформировалось Казахское ханство. Здесь были памятники древних центров, существовали традиции осёдлости, здесь были земледельческие поселения, которые существовали вплоть до присоединения Семиречья к России. Историки пишут, что когда русские пришли сюда, они застали не просто пустое место или одних кочевников. Вся полоса предгорий Заилийского Алатау была занята аулами казахов-землепашцев.

Тот же Чокан Валиханов пишет о землепашцах и осёдлых жителях этого региона. Более того, русские, которые переселялись сюда, приходили из Сибири, из Воронежской губернии, где в основном практиковалось богарное земледелие. А здесь без ирригации не получишь хорошего урожая. Поэтому здесь традиции ирригации были очень развиты. И русские поселенцы перенимали опыт казахских земледельцев, которые умели подводить воду, строить каналы, это тоже сложная система, между прочим. Таким образом, осёдло-земледельческая жизнь с тенденцией к формированию городов на этих землях сохранялась, и период упадка был прекращён с приходом русских, которые основали город.

Мы должны помнить, что история Верного - это тоже наша история, тоже входит в эти 1000 лет. Советский период, когда формировался великолепный город, его архитектура, удивительные постройки, тоже крайне интересен. Естественно, мы сейчас отмечаем не только дату рождения города, мы отмечаем всю его историю со всеми его периодами упадка, взлётами, коллизиями.

— Несмотря на то, что древняя история Алматы была известна учёным уже давно, официальное признание 1000-летнего возраста произошло отчасти под влиянием определённого политического запроса после окончания советского периода. Насколько серьёзно политическое давление, с которым приходится сталкиваться историкам в своей работе? И какова была реакция общественности на эти вновь открывшиеся обстоятельства?
— История всегда существует параллельно с политикой, мы понимаем, что всегда есть определённое политическое влияние, идеологическое, несмотря на то, что мы, учёные, руководствуемся объективными данными в своей работе. К примеру, в советское время был перекос, заключавшийся в том, что изучение истории в основном сводилось к изучению истории Советского союза и России в первую очередь.

Что же касается реакции общественности, то она была достаточно непростой. Когда в прессе появились первые статьи о возрасте Алматы, о новой дате, о тысячелетии, естественно, многие люди, которые привыкли считать, что Алматы возник 1854 году, восприняли это как некий конъюнктурный шаг страны, недавно обретшей независимость. Я помню, как после выхода моих статей в прессе на эту тему я получал возмущенные письма от читателей, которые писали, что «новый возраст - выдумка».

СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАТЫ

— Есть ли у Алматы перспективы удивить археологов чем-либо ещё, или разросшийся мегаполис закрыл доступ к перспективным местам раскопок?
— Есть такие возможности. На северо-западной окраине Алматы сохранились курганы. Там защищённый мощными каньонами двух речек сохранился Боролдайский могильник площадью около 400 гектаров. Там находятся свыше 40 крупных курганов, а также масса мелких курганов. Одно время эту территорию чуть ли не застроили, уже делили землю на участки, но, слава богу, его удалось сохранить.

Есть проект, который, безусловно, осуществится, сделать замечательный парк-музей под открытым небом - Сакские боролдайские курганы. И, естественно, музей этот должен быть новым, современным. Чтобы там можно было не только ходить и смотреть на курганы, заросшие ковылем и бурьяном, а чтобы там была инфраструктура. Подобные музеи есть в Венгрии, в Южной Корее, где можно и отдохнуть, и посмотреть, и прикоснуться к истории. Алматы давно пора уже превращать в крупный центр туризма. Есть исторические памятники, есть прекрасная природа, озёра, горы. Сейчас надо думать о том, что археология - это наука, связанная и с экономикой. Памятник надо не только раскопать, изучить и написать диссертацию, но и сделать так, чтобы открытия создавали условия для развития туризма.

СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАТЫ

Кроме того, сейчас мы, археологи, работавшие над программой ЮНЕСКО «Великий Шёлковый путь», в которой участвуют Китай и страны Центральной Азии, номинировали в список наследия ЮНЕСКО первый участок Великого Шёлкового пути. Это сразу же породит огромный интерес к региону. На территории Жетысу уже имеется 8 памятников, которые вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Великий Шёлковый путь сыграл колоссальную роль в формировании городов, он сейчас активно изучается. Это своеобразный бренд в мировой истории. Не зря Китай реализует программу Экономического пояса Великого Шёлкового пути. Великолепный автобан, который через территорию Казахстана соединяет Китай с Европой - это дорога, возрождающая Шёлковый путь. Когда-то там шли караваны верблюдов с товарами, сейчас по этому автобану едут автобусы с туристами в Отрар, Туркестан, Сауран, Тараз, Алматы. Я уверен, что Алматы превратится в туристический центр. К сожалению, это не так быстро делается, как нам бы хотелось.

© Марат ЕЛЕУСИЗОВ, фото — Анатолий УСТИНЕНКО
Опубликовано на сайте Sputnik, 20 сентября 2016 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета