ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Зимняя Олимпиада в Алматы?

СЛАВЕНКО БАДУРА: «ДО УРОВНЯ ОЛИМПИАДЫ АЗИАДА НЕ ДОТЯНЕТ»

В
  материале «Блеск и нищета «Чимбулака» (см. «Время» от 28.07.2009 г.) мы рассказывали о том, что подготовительные работы к Азиаде-2011 на горнолыжном курорте практически остановлены. После публикации нам позвонил руководитель проектов реконструкции «Медео» и «Чимбулака» Славенко БАДУРА. Он изъявил желание рассказать о том, как ведутся строительные работы в горах, почему деньги на реконструкцию еще не выделены и будут ли сорваны графики строительства спортивных объектов.

СЛАВЕНКО БАДУРА
 
— На «Медео» и «Чимбулаке» работают три разные компании, — рассказал Бадура. — Это ТОО «Чимбулак Девелопмент», ТОО «Медео Девелопмент» и ТОО «СПГК «Чимбулак».

«Чимбулак Девелопмент» занимается строительством объектов «Чимбулака» — реконструкцией системы транспорта горнолыжников, улучшением склонов, строительством новых ресторанов. «Медео Девелопмент» строит закрытую и открытую парковки на Медео и гондольную дорогу, которая свяжет высокогорный каток с курортом «Чимбулак». А «СПГК «Чимбулак» занимается управлением действующей инфраструктурой курорта, его оперативной работой. Большие проблемы с долгами по зарплате сотрудникам, о чем вы писали, именно у этой компании.

Я являюсь гендиректором «Чимбулак Девелопмент» и «Медео Девелопмент», руковожу проектом реконструкции «Медео» и «Чимбулака» — за исключением катка. Наши сотрудники зарплату получают вовремя.

— А кто владелец всех трех компаний?
— Компания Capital Partners (строитель гостиницы JW Marriott и комплекса «Есентай» в Алматы. — В. Б.).

— С ответственными за строительство «Чимбулака» разобрались. Так почему же строительные работы на склоне остановились, хотя до Азиады осталось мало времени?
— Первоначально финансирование стройки планировалось за счет наших средств. До кризиса в «Чимбулак» было вложено $107 млн. На эти деньги был частично выполнен монтаж гондольной дороги, отремонтированы водопровод и канализация, сделано много работ на трассах, закуплены участки земли. Но наступил кризис, стало невозможно получить кредиты в банках. И поскольку Азиатские игры приближаются, государство приняло решение выделить нам заемные средства — $100 млн. Они поступят из фонда «Самрук-Казына» через Банк развития.

— А какова общая стоимость реконструкции и строительства «Чимбулака» и «Медео?
— Ранее мы планировали очень большой проект с гостиницами, апартаментами и всевозможными инфраструктурными объектами стоимостью $1,2 млрд. Сейчас же он будет ограничен суммой $207 млн. Конечно, когда кризис закончится, стройка получит дальнейшее расширение. Гор у нас много, они очень красивые, и развивать их надо. Но только когда наступят более благоприятные финансовые времена.

— Г-н Бадура, $200 млн. — это в 6 раз меньше той суммы, что предусмотрена проектом. Что можно построить на эти деньги?
— Все объекты, которые необходимы Азиаде. В этом году мы закончим гондольную дорогу, паркинги, раздевалки, туалеты. Установим на нижней части склона Чимбулака, которая называется «Профессор», ночное освещение — там можно будет кататься и в темное время суток. К 2011 году будут построены паркинги, рестораны, новая система канатных дорог (будут проложены 4 новые и реконструированы старые дороги), а также система заготовки и уплотнения снега.

— Планы большие, однако бурного строительства на «Чимбулаке» неделю назад мы не обнаружили. Хотя, как утверждают городские чиновники, деньги из «Самрук-Казыны» вам уже выделены. Зато, по словам работников «Чимбулака», перед акиматовской комиссией на минувшей неделе была устроена показуха: капсулы гондольной дороги перевозились с места на место. Это видели и журналисты.
— Никто никого не разыгрывал, никакой инсценировки не было. Ранее кабины были складированы в зоне строительства ресторанов и базовой станции гондольной дороги, но сейчас нам нужно освободить эту территорию для последующего строительства. Обманом мы не занимаемся. То, что вы видели, — это часть возобновления работы.

А бурного строительства вы и не могли видеть: деньги мы еще не получили. Финансирование одобрено, но пока мы не можем активировать эти средства из-за того, что не все нужные документы оформили. Думаю, на их оформление уйдет максимум полтора месяца. Скоро работы пойдут полным ходом, и я вас приглашаю хоть еженедельно приезжать к нам — каждый раз мы будем вам показывать что-то новое.

КАБИНЫ ГОНДОЛЬНОЙ ДОРОГИ

— На какой период были остановлены работы на «Чимбулаке»?
— Фактически — с августа 2007 года до августа 2009 года. Хотя я не люблю слово «остановлены». Скажем так: объемы строительства были значительно уменьшены. Все-таки мы продолжали потихоньку двигаться, проектировщики работали за счет собственных средств.

— Поговаривают, что некая строительная компания из Турции, ваш подрядчик, которая в 2007-м строила объекты на «Чимбулаке», бросила стройку на полпути из-за прекращения финансирования, хотя предоплату получила неплохую.
— Да, у нас был контракт с турецкой компанией «Бай Тур», которым было предусмотрено строительство базовых станций гондольной дороги и парковок. Поскольку в кризис денег не было, мы расторгли контракт согласно условиям. Но не в ущерб себе.

— Строительные работы на олимпийских объектах были почти остановлены, зато в прошлом и в этом году, как утверждают работники курорта, вовсю строились три коттеджа, расположенные неподалеку от дирекции «Чимбулака».
— Подчеркиваю: коттеджи не имеют к строительству и кредиту никакого отношения. Я не могу сказать, кому они принадлежат, — на склоне есть и другие владельцы, которым город по закону может выделять землю.

Поинтересуйтесь в госорганах, кто владелец этих коттеджей. Но наша компания не имеет к ним никакого отношения, наши подрядчики их не строили.

— Вы говорите о том, что так называемое замедление длилось два года. На прошлой неделе аким Алматы заявил, что все подготовительные работы к Азиаде на «Чимбулаке» идут по графику. Не вводите ли вы градоначальника в заблуждение? Сложно представить, что фактическая остановка строительных работ на два года никак не повлияет на график сдачи объектов.
— Мы еженедельно отчитываемся о работе замакима Алматы Виктору ДОЛЖЕНКОВУ. Мы предоставляли и мэру наши реальные, «жизненные» графики. Согласно им работы идут. Конечно, у нас остается мало времени. Но то, что нужно обеспечить к Азиаде, мы сделаем. Мы уверены в том, что успеем. В противном случае я бы здесь не руководил строительством. Конечно, в деталях кое-что останется незаконченным. Что-то не будет отшлифовано, как хотелось бы.

— А на качестве строительства спешка не отразится?
— Нет. Наверное, мы что-то сделали бы лучше в организации, провели бы больше пробных соревнований — нечто вроде репетиции перед Азиатскими играми. По своему опыту я знаю, что мелкие «занозы» появятся — не без этого. Думаю, на уровне Кубка мира Азиада пройдет. Немного не дотянем до уровня Олимпиады.

— Выходит, стройка закипит у вас уже осенью. Но, как известно, самая лучшая пора для строительства — весна и лето. Если у вас давно возникли проблемы с деньгами, почему бы вам не попросить их у государства в то время, а не сейчас, когда угроза срыва сроков усиливается?
— Это не так просто — просить деньги: их быстро не дадут. Процесс переговоров по выдаче госкредитов начался год назад — все это время шли собеседования, подписывались договоры, выдавались гарантии. Нас всячески поддерживал акимат Алматы.

— В марте этого года премьер-министр Карим МАСИМОВ заявлял о том, что есть высокий риск банкротства этого строительства — мол, инвесторы не сумели подтвердить свою платежеспособность, и «Чимбулак» мог быть передан государству. Сейчас этот риск уже исчез?
— Давайте не будем возвращаться к этому. Вы видите, что никакого банкротства нет и не было, проект поддерживается государством. Может, у чиновников и были какие-то сомнения, но они давным-давно рассеялись.

— Азиаду-2011, как известно, разделили между Алматы и Астаной. Из-за этого как-то поменялись ваши планы и финансирование?
— Нет, к нам это не имеет никакого отношения. Соревнования по горным лыжам, которые планировали провести на Чимбулаке, не могут быть проведены больше нигде в Казахстане.

— Азиада пройдет. А будет ли востребован «Чимбулак» во всем объеме после нее, оправдает ли себя вложенное финансирование?
— Я строил олимпийские объекты в Сараево к Олимпиаде 1984 года и знаю, что 90 процентов посетителей такого спортивного комплекса, как «Чимбулак», — это не иностранцы, а горожане. Именно они в первую очередь — потенциальные клиенты. Вообще, «Чимбулак» — уникальное место. В мире есть только три города с населением больше миллиона человек, где горнолыжные курорты расположены настолько близко. В этом специфика и потенциал — клиент рядом. К тому же сезон на «Чимбулаке» длится больше 6 месяцев. Ради шутки мы даже как-то проводили эксперимент, когда в марте до обеда катались на «Чимбулаке», а после обеда спустились с гор и пошли играть в гольф на траве. Очень мало мест в мире, где еще возможно такое.

© Виктор БУРДИН, фото — Владимир ТРЕТЬЯКОВ
Опубликовано в газете «Время», 1 августа 2009 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета