ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

НАД РЕКОЙ УТРАТЫ (ПАМЯТИ СЕРЖАНА АХИНЖАНОВА)

П
од синим куполом Вечного Неба раскинулась от Жёлтого до Чёрного морей Великая степь, пересечённая горами, покрытыми густым лесом и серебристыми струями чистых рек. Степь окаймляют бурая пустыня Гоби и бескрайняя тайга — зелёная пустыня, но между этими пустынями много тысячелетий кипит жизнь. Растения питают травоядных животных, а тех съедают хищники, в том числе люди. И этот порядок кажется вечным, а Небо (Тенгри), Земля и Вода (Йерсу) — неизменными. Поэтому древние тюрки называли свою державу «Вечный эль», подобно тому, как латиняне, построив крепость на семи холмах на берегу мутного Тибра, назвали её «Вечным городом—.

СЕРЖАН АХИНЖАНОВ

Сержан Мусатаевич АХИНЖАНОВИЧ родился 3 сентября 1939 года в Алма-Ате. В 1964 г. окончил исторический факультет МГУ и начал работать в ИИАЭ АН КазССР. В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Кипчаки и их политические взаимоотношения с Хорезмом в 11-начале 13 вв.». Автор монографии «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана». Погиб 16 августа 1991 г.
 
Но время беспощадно и всемогуще! Оно губит и возрождает всё: государство и культуры, высыхающие озёра и горные хребты, рассыпающиеся в осколки, а потом — в засыпаемые пылью пустыни. И даже небо непостоянно: солнце то вспыхивает протуберанцами, сжигая травы и иссушая реки, то утихает, давая возможность Жизни-биосфере планеты заполнить погибшие регионы и обновить ландшафты и этносы. Это понимал замечательный писатель 8-го столетия Йоллыг-тегин, автор надгробных надписей своему отцу Бильге-хагану и своему дяде Кюль-тегину. Гении рождаются во все эпохи, и долг потомков — уберечь их от забвения…

На небольшом пяточке у входа в Институт археологии всегда оживленно, если, конечно, сотрудники не уехали в поле. Но и в сезон экспедиций нет-нет, да и найдутся свободные минуты, чтобы поговорить о наболевшем. Сегодня встретились друзья безвременно ушедшего археолога Сержана Ахинжанова, человека, бесспорно, талантливого, в особенности в организации научных экспедиций. Он был душой многих начинаний Института. Незадолго до трагической развязки С. М. Ахинжанов издал занимательную книгу «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана». Идея Ахинжанова о том, что кипчакское этнополитическое объединение, сформировавшееся в 8-9-ых столетиях в бассейне Иртыша, связано с проникновением сюда племён из северо-восточной Монголии, прежде всего кумоси и уранкай, сразу же стала предметом серьёзных научных споров, дискуссий и рецензий…

На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий ещё до нашей эры в степях Евразии появились первые кочевники. Три тысячи лет они жили, сменяя друг друга, и перемещаясь, завоёвывая и осваивая новые территории. Одним из крупных этносов, сыгравших важную роль в средневековой истории, были кыпчаки-половцы. Несмотря на довольно многочисленные сведения об этом народе, всё же многое остаётся до сих пор тайной. Приоткрыть её завесу задался целью археолог Сержан Ахинжанов, аргументированно проследив путь кыпчаков с Прииртышья в степи Центрального Казахстана, в долину Сыр-Дарьи и на плато Мангыстау.

Сержан Мусатаевич погиб в водах Таласа, по иронии судьбы — реки, на берегах которой селились ранние кочевники, герои его книг и научно-популярных очерков. Он не ограничивался исключительно научной деятельностью, прекрасно дополняя её качествами популяризатора археологии. Во время полевых сезонов он не раз принимал на раскопках съёмочные группы «Казахфильма», участвовал в создании краеведческих картин режиссёра Э. Дильмухамедовой, был главным консультантом известного фильма «Гибель Отрара» режиссёра А. Амиркулова. С. М. Ахинжанов воспитал прекрасную дочь Лейлу, сценариста многих историко-краеведческих кинолент о Казахстане…

Казахи, Казахская земля, Казахское государство. За этими понятиями тоже кроются десятки вопросов, поднятых в науке Ахинжановым свежо и занимательно. В этом, видимо, исключительную роль сыграли гены. Его отец был разносторонним человеком: и учёным-историком, и драматургом, и знатоком народной жизни республики. Мусатай-ага был не просто хорошим отцом, но и великолепным проводником сына в тайны историко-культурного синтеза. А в недрах такого синтеза залегают многие достижения культуры народов Казахстана и Средней Азии, формируются истоки их этногенеза, выходя на путь мирового процесса взаимопроникновения и взаимообогащения.

Как известно, появление кыпчаков-половцев в восточноевропейских степях было связано с военными походами на Русь и Византию. Приглашённые императором Алексеем Комниным в общей борьбе с печенегами, половцы вывозили из империи огромные богатства, добытые грабежами и откупами. Русские летописи пестрят сообщениями о набегах половцев, об учинённых ими грабежах и уведённом в полон населении. Аналогичные процессы имели место и в Центральной Азии. Заслуга С. Ахинжанова в том, что он по-новому увидел среди множества сообщений о кыпчаках проблемы взаимосвязи с кимаками и попытался реконструировать некоторые направления этногенетических процессов в Центральной Азии, в частности взаимодействия и взаимоотношения монголоязычных и тюркоязычных этносов на территории современного Казахстана, на обширных пространствах от Иртыша до Волги, севернее Балхаша и Сыр-Дарьи, которые так и именовались — Кыпчакская степь (Дешт-и Кыпчак). На рубеже 10-11-ых вв. племена, населяющие эту страну, стали главной политической силой в Евразии…

С. М. Ахинжанов поставил перед собой и другую задачу, с которой великолепно справился. Это изучение вопроса о взаимоотношениях кыпчаков и Хорезмского государства, как составной части изучения проблемы кочевников и земледельцев, города и степи. Известно, истоки этой проблемы уходят в глубь веков. И в азиатских, и в европейских государствах ещё у античных авторов возникли легенды о безжалостных варварах — человеко-конях или кентаврах. Древние и средневековые поэты, и прозаики рисовали образ мрачного и неприятного степняка, его жестокость к врагам и баспощадность к подчинённым, вымогательство подарков у послов и купцов, чрезмерное, граничащее с унижением почитание сильных мира сего. Но среди бытописателей древности существовала и противоположная точка зрения на кочевников: наоборот, тесное общение их с благородным конём, спутником жизни. А также высокое искусство всадничества, мужество наездника, выносливость, обычаи побратимства, уважение к старшим, суровые законы, наказывающие за воровство и иные аморальные поступки. Эти черты кочевника вызывали у части историков восторженное отношение к степным рыцарям.

С. М. Ахинжанов сумел примирить эти полярные точки зрения и воссоздать реальный образ кочевника, выявил его подлинную роль в исторических событиях. Благодаря его работам становится в значительной мере понятно, что кочевые государства творчески соединяли в себе культурные традиции кочевых и оседлых народов. Город и степь составляли не два антагонистических мира, а две отрасли хозяйства этих государственных объединений, их экономическую базу. Расцвет городов Казахстана и Средней Азии в 9-начале 13 вв. во многом связан с оседанием кочевников. Они привнесли в городскую культуру много степных элементов обитания…

Путь от Джамбула, древнего центра цивилизации, до Кулана — небольшой отрезок Великого Шелкового пути. Здесь постоянно работают археологические экспедиции, некогда руководимые С. М. Ахинжановым. В память ученого его коллеги называют этот путь именем Сержана. «Ахинжановская дорога» — единственный путь возрождения памятников истории и культуры Казахстана, молодой суверенной республики Центральной Азии. А дорогу, известно, осилит только идущий.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета