ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

НАД РЕКОЙ УТРАТЫ (ПАМЯТИ СЕРЖАНА АХИНЖАНОВА)

П
од синим куполом Вечного Неба раскинулась от Жёлтого до Чёрного моря Великая степь, пересечённая горами, покрытыми густым лесом, и серебристыми струями чистых рек. Степь окаймляют бурая пустыня Гоби и бескрайняя тайга – зелёная пустыня, но между этими пустынями много тысячелетий кипит жизнь. Растения питают травоядных животных, а тех съедают хищники, в том числе, люди. И этот порядок кажется вечным, а Небо (Тенгри), Земля и Вода (Йерсу) – неизменными. Поэтому древние тюрки называли свою державу «Вечный эль» – подобно тому, как латиняне, построив крепость на семи холмах на берегу мутного Тибра, назвали её «Вечным городом».


СЕРЖАН АХИНЖАНОВ

Сержан Ахинжанов
 
Но время беспощадно и всемогуще! Оно губит и возрождает всё: государство и культуры, высыхающие озёра и горные хребты, рассыпающиеся в осколки, а потом – в засыпаемые пылью пустыни. И даже небо непостоянно: солнце то вспыхивает протуберанцами, сжигая травы и иссушая реки, то утихает, давая возможность Жизни-биосфере планеты заполнить погибшие регионы и обновить ландшафты и этносы.

Это понимал замечательный писатель 8-го столетия Йоллыг-тегин, автор надгробных надписей своему отцу Бильге-кагану и своему дяде Кюль-тегину. Гении рождаются во все эпохи, и долг потомков – уберечь их от забвения…

На небольшом пятачке у входа в Институт истории, археологии и этнографии всегда оживлённо, если, конечно, сотрудники не уехали в поле. Но и в сезон экспедиций нет-нет да и найдутся свободные минуты, чтобы поговорить о наболевшем. Сегодня встретились друзья безвременно ушедшего археолога Сержана Ахинжанова, человека, бесспорно, талантливого, в особенности в организации научных экспедиций. Он был душой многих начинаний института.

Биографическая справка
Сержан Мусатаевич Ахинжанов родился 3 сентября 1939 года в Алма-Ате. В 1964 году окончил исторический факультет МГУ и начал работать в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР (ИИАЭ АН КазССР). В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Кипчаки и их политические взаимоотношения с Хорезмом в XI-начале ХIII вв.». Автор монографии «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана». Погиб 16 августа 1991 года.

Сержан Мусатаевич погиб в водах Таласа, по иронии судьбы – реки, на берегах которой селились ранние кочевники, герои его книг и научно-популярных очерков. Он не ограничивался исключительно научной деятельностью, прекрасно дополняя её качествами популяризатора археологии. Во время полевых сезонов он не раз принимал на раскопках съёмочные группы «Казахфильма», участвовал в создании краеведческих картин режиссёра Эльзы Дильмухамедовой, был главным консультантом художественного фильма «Гибель Отрара» режиссёра Ардака Амиркулова. Сам Ахинжанов воспитал прекрасную дочь Лейлу, сценариста многих историко-краеведческих кинолент о Казахстане и не только…

КЫПЧАКИ В ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА Незадолго до трагической развязки Сержан Ахинжанов издал замечательную книгу «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана», главная идея которой заключается в том, что кыпчакское этнополитическое объединение, сформировавшееся в VIII-IX веках в бассейне Иртыша, связано с проникновением сюда племён из северо-восточной Монголии, прежде всего кумоси и уранкай. Книга сразу же стала предметом серьёзных научных споров, дискуссий и рецензий…

На рубеже второго и первого тысячелетий ещё до нашей эры в степях Евразии появились первые кочевники. Три тысячи лет они жили, сменяя друг друга и перемещаясь, завоёвывая и осваивая всё новые и новые территории. Одним из крупных этносов, сыгравших важную роль в средневековой истории, были кыпчаки-половцы. Несмотря на довольно многочисленные сведения об этом народе, всё же многое остаётся до сих пор тайной. Приоткрыть эту завесу и задался целью археолог Сержан Ахинжанов, аргументированно проследив путь кыпчаков из Прииртышья в степи Центрального Казахстана, в долину Сыр-Дарьи и на плато Мангыстау.

Казахи, Казахская земля, Казахское государство – за этими понятиями тоже кроются десятки вопросов, свежо и занимательно поднятых в науке Ахинжановым. В этом, видимо, исключительную роль сыграли гены. Его отец был разносторонним человеком: и учёным-историком, и драматургом, и знатоком народной жизни. Мусатай-ага был не просто хорошим отцом, но и великолепным проводником сына в тайны историко-культурного синтеза. А в недрах такого синтеза залегают многие достижения культуры народов Казахстана и Средней Азии, формируются истоки их этногенеза, выходя на путь мирового процесса взаимопроникновения и взаимообогащения.

АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС АКЫРТАС

Архитектурно-археологический комплекс «Акыртас»

Как известно, появление кыпчаков-половцев в восточноевропейских степях было связано с военными походами на Русь и Византию. Приглашённые византийским императором Алексеем I Комнином для общей борьбе с печенегами, половцы вывозили из империи огромные богатства, добытые грабежами и откупами. Русские летописи пестрят сообщениями о набегах половцев, об учинённых ими разбоях и уведённом в полон населении. Аналогичные процессы имели место и в Центральной Азии.

Заслуга Сержана Ахинжанова состоит в том, что он по-новому увидел среди множества сообщений о кыпчаках проблемы взаимосвязи с кимаками и попытался реконструировать некоторые направления этногенетических процессов в Центральной Азии, в частности, взаимодействия и взаимоотношения монголоязычных и тюркоязычных этносов на территории современного Казахстана, на обширных пространствах от Иртыша до Волги, севернее Балхаша и Сыр-Дарьи, которые так и именовались – Кыпчакская степь (Дешт-и-Кипчак). На рубеже X-XI веков племена, населяющие эту территорию, стали главной политической силой в Евразии…

ГОРОДИЩЕ АКЫРТАС

Фрагменты древнего городища Акыртас в 40 км от нынешнего Тараза

Ахинжанов поставил перед собой и другую задачу, с которой великолепно справился. Это изучение вопроса о взаимоотношениях кыпчаков и Хорезмского государства, как составной части изучения проблемы кочевников и земледельцев, города и степи. Истоки этой проблемы уходят в глубь веков. И в азиатских, и в европейских государствах у античных авторов возникли легенды о безжалостных варварах – кентаврах (полулюдях-полуконях). Древне- и средневековые сказители рисовали образ мрачного и неприятного степняка, его жестокость к врагам и баспощадность к подчинённым, вымогательство подарков у послов и купцов, чрезмерное, граничащее с унижением почитание сильных мира сего.

Но среди бытописателей древности существовала и противоположная точка зрения на кочевников: тесное общение их с благородным конём, спутником жизни, а также высокое искусство всадничества, мужество наездника, выносливость, обычаи побратимства, уважение к старшим, суровые законы, наказывающие за воровство и иные аморальные поступки – эти черты кочевника вызывали у части историков восторженное отношение к степным рыцарям.

КАЗАХСТАНСКИЕ АРХЕОЛОГИ КЕМАЛЬ АКИШЕВ СЕРЖАН АХИНЖАНОВ И КАРЛ БАЙПАКОВ

Казахстанские археологи (слева направо): Кемаль Акишев, Сержан Ахинжанов и Карл Байпаков

Сержан Ахинжанов сумел примирить эти полярные точки зрения и воссоздать реальный образ кочевника, выявил его подлинную роль в исторических событиях. Благодаря его работам, становится в значительной мере понятно, что кочевые государства творчески соединяли в себе культурные традиции кочевых и осёдлых народов. Город и степь составляли не два антагонистических мира, а две отрасли хозяйства этих государственных объединений, их экономическую базу. Расцвет городов Казахстана и Средней Азии в IX-начале XIII веков во многом связан с оседанием кочевников. Они привнесли в городскую культуру много степных элементов обитания…

Путь от Джамбула, древнего центра цивилизации, до Кулана – небольшой отрезок Великого Шёлкового пути. Здесь постоянно работают археологические экспедиции, некогда руководимые Сержаном Мусатаевичем Ахинжановым. В память об учёном его коллеги называют этот путь именем Сержана. «Ахинжановская дорога» – единственный путь возрождения памятников истории и культуры Казахстана, молодой суверенной республики Центральной Азии. А дорогу, известно, осилит только идущий.

© Владимир ПРОСКУРИН
Впервые опубликовано в газете «Вечерняя Алма-Ата», 16 августа 1999 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета