ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

ПОТЕРЯННЫЙ ГОРОД

П
осле публикации «Град или нагромождение» («АиФ Казахстан», №25, 21.06.06), в которой шла речь о развитии архитектурного вблика Алматы и отношении к старым зданиям (из 22-х исторических зданий в Алматы уже снесено 12), своё мнение по этому поводу решил высказать Владимир Проскурин, почётный член Казахского общества охраны историко-культурного наследия. В этом номере мы начинаем серию его публикаций на эту тему.

Давайте дружить домами… И новыми, и старыми

Строительство новостроек в исторических кварталах города и, соответственно, снос памятников старины ведётся при равновеликом непротивлении и равнодушии общества и государственных органов. И всё это происходит на глазах образованного, охваченного валовой культурой и поголовным высшим образованием просвещённого Алматы (или обезличенного, т. е. без личного мнения, гражданина республики. — В.П.). Почему историко-культурное наследие не оказывает должного эффекта культурного воздействия на человека и его воспитание? Правда, памятники нашли отражение на национальной валюте, а их существование охраняемо бронированными дверьми банков.

Зри в корень!

«Памятникоохранное дело» базируется на фундаменте государственного и культурного строительства, составляет фонд культуры народа, зафиксированный в документах и недвижимых памятниках, в градостроительной и ландшафтной архитектуре. Историко-культурное наследие, между прочим, понятие, декларированное Конституцией Республики Казахстан. Выражено параграфом Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры», положениями, что «…памятники истории и культуры являются достоянием народа. Забота и сохранение исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность».

По сведениям Алматинского городского совета Казахского общества охраны памятников истории и культуры (образован в 1972 году. Не приказал ли он долго жить?! — В.П.), считается, что якобы свыше 100 тысяч алматинцев, около 600 предприятий и организаций содействуют госорганам в памятникоохранном деле, выявлении, учёте и изучении памятников. С 1976 года ведётся (и до сих пор не закончена. — В.П.) подготовка материалов для постановки памятников республиканского и местного значения, включения их в Свод памятников Алматы и Алматинской области. К ним относятся: 20 памятников монументального искусства (за это же время снесено 5); 22 здания, представляющих собой историческую ценность (из них снесено 12); 14 памятников советской архитектуры (снесено, перепланировано, искажено — 8).

Важно отметить: число снесённых зданий прямо пропорционально взятым на учёт, т. е. снос зданий производится сразу же после многолетнего изучения памятника и трудоёмкого составления на него дорогостоящего паспорта, внесения раритета на историко-опорный градостроительный план. Подверглись перепланировке и искажению художественного образа здания гражданской архитектуры, переданные под посольства, представительства и компании (на основе решений очередных сессий маслихата такого-то созыва). Продолжается новое строительство в охранной зоне Алматинского государственного историко-архитектурного мемориального заповедника (основанного постановлением СМ Республики Казахстан (САПП РК, 1993 г., №46).

Подсчитано, что за годы советской власти было принято более 300 памятникоохранных документов — от пролеткультовского плаката «Граждане, храните памятники искусства!» до гражданско-патриотического «Никто не забыт, ничто не забыто!». На самом деле, государственный интерес к памятникам демонстрировал праздное любопытство к юбилейным историческим датам. Любопытно отметить, что департамент по реставрации памятников тоже был создан ради престижа республики. И не появившийся на свет субъект сгинул в том же 1995 юбилейном году, когда парламент принял новый Закон об охране памятников. Оказались выброшенными и невостребованными десятки высококлассных специалистов, были ликвидированы производственно-технические базы, под сукно положены наработанные проекты изучения, реставрации и консервации памятников.

Закон республики, принятый в постсоветский период, предусматривает разнообразное толкование его статей, понимание его сути. По сути, было протащено противоречащее смыслу словосочетание «Охрана и использование памятников», допускающее и оправдывающее нравственные рудименты, двойную мораль, двойные стандарты административной системы в «памятникоохранном деле». Это — изменение первоначального образа, переносы со своего исконного места, якобы мешающие обзору новых произведений архитектуры, использование памятников под производственные нужды. Наконец, перекройка градостроительной ткани под новое строительство, то есть, безвозвратный снос памятников деятельности человека прошлых эпох. То, что уже никогда не вернётся, не воссоздастся никакими макетами. Волюнтаризм, игнорирование методики научного обоснования охраны историко-культурного наследия, изучения, описания, консервации памятников находит отражение в крылатом горьком выражении реставраторов «Свод пишем, снос — в уме».

(Продолжение следует)

Фото из архива фотоклуба «Медео»
Опубликовано в газете «Аргументы и факты Казахстан», №31 за 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета