ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
И это все о ней, о Южной столице…

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ЯСАВИ…

А
лексею Николаевичу Проскурину, архитектору-реставратору, поэту и художнику, замечательному человеку, исполнилось 70 лет.

АЛЕКСЕЙ ПРОСКУРИН О необычном доме в Алма-Ате, весьма напоминающем старую помещичью усадьбу, известно многим. Дом висит стенами на крутом склоне Алатауских гор, он вечно строится снаружи и вроде не закончен внутри. Многие также знают его веселых и разговорчивых домочадцев, знают беззаботного, одержимого, солидного владельца. Располагается усадьба архитектора Алексея Проскурина на фруктово-ягодной границе, между центром города и его предместьем, в так называемом «веригинском компоте», аккурат под старыми «верненскими прилавками» в горной местности Коктобе.

Вот уже с полвека проплыли годы главного архитектора памятников истории и культуры Казахстана. В смене названий организаций, где ему пришлось работать, по-существу, отражается эпоха реорганизации реставрационной службы в Казахстане.

И начиналось время с производственной мастерской для восстановления ханаки Ходжи Ахмеда Ясави, сооруженной по указанию Тимура в конце XIV века на окраине Мавераннахра в селении Яссы, над могилой местного шейха (ныне город Туркестан). Ведется и продолжается работа и поныне в проектном научно-технологическом институте «Казпроектреставрация».

Особенность творчества Алексея Проскурина сочетается в союзе с архитектором-реставратором Баян Туякбаевой. Результатом единства супружеской пары проведен глубокий поиск, открыты творческие пути, дан анализ системы архитектурно-декоративного убранства Тимуровской державы — мечеть Аулие Кумшык-Ата, склепы основоположников казахской государственности — мавзолеи Тауке, Тавакеля, Джангира, Есима, Аблая.

Памятники архитектуры, расположенные в Шахрисябзе, Самарканде и Туркестане, на территориях Афганистана и Ирана, воплотившие в себе идеологические, художественные и инженерно-технические принципы и возможности того времени, широко введены в научный обиход. Впервые архитекторами Туякбаевой и Проскуриным с позиции понимания средневекового зодчества, философии, религии был определен статус ханаки Ясави как симбиоза кочевнической и оседло-земледельческой культуры. Обмеры, реконструкция и проекты реставрации утраченного исполнялись А.Н. Проскуриным, реализация в натуре завершена в 1980 году…

Любовь, преданность и одержимость к профессии проявились в молодые годы, когда Алексей Проскурин служил рядовым в Самарканде. И, по семейным преданиям, был особым, засекреченным разведчиком-парашютистом… По крайней мере, сверху все виднее. И проплывающие под крылом самолета туркестанские города с голубыми крышами и минаретами стали появляться в зарисовках, в творчестве юного воинского художника.

Первая дипломная работа выпускника Политехнического института была реставрация мечети Уалибая Юлдашева в Панфилове, ныне в городе Джаркенте. Вот здесь, вспоминается будущему непревзойденному зодчему, помогла внимательность и забота родителей, а особенно талантливого отца Проскурина Николая Владимировича. Он был технарем в области охраны недр, доцентом в университете, геологом-буровиком. Обладал также выдающимися способностями излагать свои мысли посредством стиха и рисунка. В доме были картины Шишкина, Поленова, Саврасова — это отцовские копии, написанные маслом. Отец любил свою родину, был краеведом и писал в карандаше воронежские памятники. Картины, нарисованные им, обсуждались в кругу семьи.

Когда шла подготовка к студенческому проекту, помощь отца была вне всяких сомнений. Прежде всего, в семье прочитаны работы В.В. Верещагина, роман «Набег», изучены картины по Семиречью, Средней Азии и Туркестану. Вот здесь и зародилась архитектурная страсть Алексея Проскурина. Его курсовой проект по джаркентской мечети превзошел все ожидания, стал предметом обсуждения и признания, вывел выпускника института на путь признанного архитектора-реставратора в Казахстане. Среди его наград, правительственных и общественных, надо отметить две, которые он принял душой и сердцем — «Почетный гражданин Туркестана« и «Заслуженный архитектор Казахской ССР».

Исследовательская работа в Ташкенте и практика на объектах реставрации, в союзных архивах и туркестанской библиотеке, в окружении коллег, прежде всего академика Г.А. Пугаченковой, сделали из алматинского архитектора фигуру знаковую, полезную, необходимую. Его творческая весна продолжилась с восстановления легендарного Ясави, с годами казахстанской Мекки.

Любопытно отметить, что в Республике Казахстан памятники истории и культуры нашли свое отражение в национальной валюте.

Если памятники истории и культуры нашли достойное отражение в национальной валюте, а их существование охраняемо бронированными дверьми банков, то можем ли мы согласиться с тем, что в реальной жизни богатейший фонд культуры предыдущих поколений, увы, остается хрупким и незащищенным. Революционное обновление общества, исторической науки, культурной политики больше напоминает развал, чем созидание.

В доме Алексея Проскурина разговор о памятниках республики продолжается. Юбиляра, главного архитектора всех памятников истории и культуры Казахстана поздравляют сегодня супруга Баян Туматаевна, понимающая своего мужа, самого признанного реставратора, поэта и художника, а также дети — Жанна и Николай, в той или иной мере повторяющие жизнь отца в творчестве, и внуки — Ельдар и Алижан. Идут поздравления от десятков друзей и товарищей из бывшего Советского Союза, Казахстана и Узбекистана, Москвы и Петербурга…

Коллектив редакции «НП» поздравляет Алексея Николаевича с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, тепла, творчества. Долгих Вам лет в бодрости и радости!

© Галя ГАЛКИНА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 28 января 2010 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета