ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
И это все о ней, о Южной столице…

НАД САЙРАНОМ ПОСТРОЯТ МОСТ, А В ПОСЕЛКЕ АЛАТАУ БУДУТ ДОМА НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ

А
ким города Имангали Тасмагамбетов рассказал и даже показал, как будет развиваться Алма-Ата в ближайшие годы.

АКИМ ТАСМАГАМБЕТОВ

На макетах, представленных архитекторами, с трудом находились знакомые улицы, небоскребы из стекла и бетона взмывали ввысь, а вот частного сектора не было вообще, впрочем, и центра города как такового — тоже. В генплане — полицентричность, о которой так много говорит аким. Главных мест будет много. В исторической части города строительство ограничат домами классического стиля не выше 9 этажей.

А на 228 гектарах в пределах улиц Абая-Розыбакиева-Толе би появится район Манхэттен, первая фаза строительства которого уже началась. Цифры по будущему Манхэттену впечатляют — 68 тысяч проживающих, 2,4 миллиона квадратных метров жилья.

Над озером Сайран планируют построить мост. Несколько вариантов его проекта пока рассматривают. Но обещают, что мост станет визитной карточкой района.

Парк информационных технологий

Парк возведут в поселке Алатау на 340 гектарах, общая площадь зданий — 2 миллиона 600 квадратных метров. Первая очередь сейчас на стадии завершения. Задача — обеспечить наукоемкое производство, используя интеллект наших ученых, изобретателей. Будут привлекаться и зарубежные специалисты, и мировые университеты.

— Будущее и Казахстана, и Алма-Аты — за новыми разработками, инновациями, — разъясняет надобность такого центра Имангали Тасмагамбетов. — Если ВВП нашей страны — 55 миллиардов долларов, то Сингапура — 200 миллиардов, а у них нет ни нефти, ни газа. Но есть очень хорошие технологии. У Японии ВВП — 3 триллиона 700 миллиардов долларов. Вся экономика построена на современных технологиях. К примеру, 1 грамм лазерной гетероструктуры эквивалентен 10 тоннам нефти. Если здесь будут разрабатываться чипы, новейшие компьютерные технологии, то этот парк обеспечит экономику не только Алма-Аты, но и всей страны.

На макете на зданиях будущего научного центра блестели странные диски, похожие на компьютерные CD. Оказалось, что это уловители солнечной энергии — 30% электричества парк получит за счет солнечной энергии.

Микрорайоны обновят

Все микрорайоны — с 1-го по 12-й — собираются… нет, не сносить, а перестраивать.

— Микрорайоны нужно модернизировать, потому что их строили в середине 60-х годов, и по сейсмическим нормативам они выработали свой ресурс. Надо или производить сейсмоусиление, или же активно модернизировать. Мы прорабатываем модернизацию. Какая-то часть жилья будет построена, но людей переселять в другие районы не будем, здесь же построим новые дома. За счет высотности (будет разрешено возводить до 16 этажей) будем освобождать один район, затем браться за другой. Сейчас мы думаем над соучастием в этом проекте государства. Возможно, мы оплатим прокладку инженерных сетей, а инвесторы — строительство.

МАКЕТ НОВОЙ АЛМА-АТЫ

Алма-Ату окольцуют

Планируется построить три кольца: среднее, большое и малое.

Большое кольцо растянется на 103 километра — от Талгарского тракта на востоке, обогнет аэропорт, поселок Энергетический, села Ынтымак, Ащибулак на севере, на западе — район ТЭЦ-2, до пересечения с автомобильной дорогой Алма-Ата — Узунагач и по ней до улицы Джандосова, далее — по улице Саина, проспекту Аль-Фараби, Юго-Восточному полукольцу до Талгарского тракта и по тракту до замыкания.

Среднее кольцо протянется на 61 километр. Оно также начнется от Талгарского тракта, на север по автодороге в аэропорт до улицы Майлина, по улице Бекмаханова, автодороге на нефтебазу, Бурундайскому шоссе, потом выйдет на пробиваемый участок дороги вдоль рек Теренкара и Бурундай, далее — по улице Саина, проспекту Аль-Фараби, Юго-Восточному полукольцу и до Талгарского тракта.

Малое кольцо будет длиною 32 километра и протянется от Талгарского тракта по проспекту Рыскулова, улицам Бокейханова, Муканова, Байзакова, по новому участку дороги на эстакаде западнее территории КазНУ и по Юго-Восточному полукольцу.

Кроме того, планируется возвести 51 развязку и пробить несколько улиц. До конца июля проспект Сейфуллина продлится до Аль-Фараби, улица Желтоксан — также до Аль-Фараби, Жолдасбекова — до улицы Луганского, Муканова — до проспекта Райымбека.

Запланирована новая дорожная развязка на пересечении Тимирязева и Сейфуллина, одна автозаправка здесь уже снесена, вторую постигнет та же участь.

Власти города собираются пробивать тупиковые улицы, особенно на север и на юг.

На 2,21 км увеличится протяженность проспекта Абая — его пробьют от Момышулы до улицы Ауэзова (той, что в микрорайоне Калкаман).

ИДУТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Общественный транспорт переведут на газ

Недавно в Алма-Ате появилась первая станция заправки сжатым природным газом. Это делается для того, чтобы сделать воздух чище. В связи с этим больше внимания уделят электротранспорту. Развиваться маршруты трамваев и троллейбусов будут в северном и западном направлениях. Запланировано строительство новой троллейбусной линии по улицам Шаляпина, Момышулы до микрорайона Аксай. Реконструируют и трамвайные пути по улице Утепова — от Жарокова до Розыбакиева. Ближайшие пять лет ежегодно придется закупать по 50 новых троллейбусов для обновления троллейбусных парков.

Еще одна приятная новость — если все пойдет по плану, то уже через два года можно будет прокатиться с ветерком в метро. В 2008 году акимат собирается завершить строительство первой очереди легендарного долгостроя. Она начнется на станции им. Райымбека (севернее пересечения Райымбека и Фурманова) и пройдет под Фурманова до проспекта Абая, по Абая — до Гагарина. Наше метро от других метрополитенов будет отличаться тем, что станции разместятся на разной глубине. Причина — крутой уклон рельефа города. В первое время в метро начнут курсировать 20 составов, потом их число увеличат до 52.

На Чимбулаке появятся еще две горнолыжные трассы

Возможно, к осени начнется работа по модернизации Чимбулака и Медео. Срок реализации проекта — два года, в него инвестируют 400 миллионов долларов. Это частные инвестиции. Предполагается строительство курорта европейского класса. У Чимбулака пока только одна лыжная трасса, но есть две чаши, которые обследованы и, проложив канатную дорогу, здесь можно сделать очень хорошие трассы.

Президент поставил визу: «Дальнейшее строительство коттеджей на Чимбулаке прекратить». Поэтому все, что будет строиться, станет объектами общего назначения — гостиницы, рестораны.

На Медео кое-что снесут

А проект строительства канатной дороги от Медео до Чимбулака пока повис в воздухе.

— У меня есть план. Дорога будет располагаться на 27 опорах, предполагается 113 кабин, пропускная способность — 2000 человек в час. Но его стоимость — 25 миллионов евро. Таких денег у бюджета нет, инвестор тоже не заинтересован, — сообщил аким.

Люди боятся мансардного строительства

Имангали Тасмагамбетов представил и проектные решения реконструкции фасадных зданий, которые не подлежат сносу, по проспекту Абая и улице Фурманова. Вкладывать деньги в ремонт домов город не может. Поэтому предполагается запустить программу «Мансарды» — по ней инвестор получает право модернизации с условием, что не только достраивает мансардную часть, но и сейсмоусиляет и обновляет коммуникации. Стоимость квадратного метра в таком доме быстро возрастает.

— Но, к сожалению, когда только говоришь о мансардном строительстве, жители начинают возмущаться, не желают терпеть те неудобства, которые возникают при ремонте. Они не понимают, что стоимость квадратного метра в их доме станет в 1,5 раза выше, и срок эксплуатации здания увеличится на 20-30 лет, — заявил аким. — За этим не стоит никакая финансовая афера. Понятно, что инвестор должен получить какую-то выгоду. Его интерес в том, чтобы продать мансардные площади и вернуть те деньги, которые вложены в строительство. Пока же сталкивается с недопониманием со стороны жителей.

ОЗЕРО САЙРАН

О сносе в Бакае

— Мы там снесли только 20 фундаментов и 9 строений типа конуры. А у нас 121 судебное решение о сносе незаконных строений. Почему вопросы к нам? — спрашивает Тасмагамбетов. — Почему не к властям Алма-Атинской, Чимкентской, Джамбулской областей — отчего оттуда люди уезжают, почему для них не созданы элементарные условия для работы, жилья?

Хорошо, мы не будем сносить ничего. А завтра люди не получат регистрацию, это значит, их дети не пойдут в школу, не смогут получить медицинское обслуживание. Фактически останутся за бортом услуг города.

Это проблема давняя, и вопрос к тем людям, которые беспринципно к ней относились. А вопрос, не сделать ли тогда Алма-Ату закрытым городом, никогда не рассматривался и рассматриваться не будет. Потому что у нас свобода передвижения гарантирована Конституцией. Алма-Ата — жемчужина, гордость всех казахстанцев. Если кто-то хочет сюда приехать — пожалуйста. Только должен быть социальный плацдарм. Человек должен иметь стартовый капитал, чтобы не стать иждивенцем. Например, в Сингапур вы не сможете приехать, даже если женитесь на его жительнице. Вы должны положить в банк, по-моему, 100 тысяч долларов. И только тогда вам дадут вид на жительство.

© Светлана РОМАШКИНА
Опубликовано в газете «Комсомольская правда Казахстан», 29 июня 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета