ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

ТОННЕЛЬ В КОЦЕ СВЕТА

Х
орошо, если эту статью прочитает давний мой знакомый Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ, назначенный ныне секретарем Совета безопасности. Уж он-то, полицейский с огромным стажем, хорошо знает, что означает подобное использование государственных денег и как в таких случаях должны вести себя правоохранительные органы. Тем более что Каирбек Шошанович человек уже не молодой, и когда выйдет на пенсию, ему, возможно, тоже придется пользоваться услугами будущего алматинского метрополитена.

ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
 
Про алматинский метрополитен в последнее время писалось много. С обличениями в адрес его дирекции выступал кандидат технических наук, профессор Казахстанской академии транспорта и коммуникаций Руслан ИВАНИЦКИЙ, привлекавшийся в качестве специалиста по эксплуатационному оборудованию будущего метро. Об изначальной авантюрности подхода к казахстанскому «проекту века» говорил глава института «ГрадТрансПроект» Камал НАУРЫЗБАЕВ. Из сообщений прессы, в том числе и нашей газеты, всем известно о сейсмической небезопасности строящегося объекта: уже вырытые и забетонированные тоннели подмывает, и уже сейчас там случаются подземные обвалы и провалы.

А теперь о закупках оборудования для будущего метро — специально для секретаря Совбеза.

В 2007 году одна из ответственных за строительство алматинского метро государственных организаций — «Дирекция строящегося метрополитена» — провела тендер, в результате которого поставщиком подвижного состава была выбрана южнокорейская корпорация «Хюндай-Ротем». По контракту «Хюндай» обязалась оборудовать вагоны и локомотивы так называемой поездной сигнальной системой, которая, в свою очередь, должна была быть согласована с так называемой напольной, или путевой, сигнальной системой. Не вдаваясь в сложные технические подробности, скажем, что именно эти системы в автоматическом электронном режиме осуществляют контроль за работой всей подземки — начиная от графика движения поездов и заканчивая пожарной безопасностью. Именно поэтому еще при подписании контракта корейская компания настаивала на том, что поставщик этих двух систем должен быть один. Иначе будут проблемы, поскольку далеко не всегда приборы и системы разных производителей могут работать согласованно.

Чтобы понять, о чем речь, попытайтесь воткнуть штепсель российского утюга в розетку европейского стандарта.

И поначалу даже казалось, что наши торопыги, строящие метро уже два с лишним десятилетия, понимают, что штепсели и розетки подбирать надо одной системы.

Однако в том же 2007 году для поставки напольной сигнальной системы казахстанская сторона выбрала совсем другого поставщика — компанию «Транс IT», входящую в группу российских компаний «Оптима». Договор с ней подписала еще одна казахстанская организация — «Алматыметрокурылыс», также отвечающая за строительство метрополитена. Но сделала это почему-то без какого бы то ни было тендера или конкурса.

В свою очередь, выяснилось, что компания «Транс IT» своего оборудования не производит, зато смогла подготовить красочный отчет, согласно которому идеальной для алматинского метро напольной сигнальной системой будет продукция американской General Eleсtric. Причем акимат Алматы и двухголовое руководство строящегося метрополитена сделали свой выбор, даже не пригласив на встречу представителей «Хюндай-Ротем».

В итоге южнокорейской компании было предложено либо взять российскую «Транс IT» на субподряд, либо пересмотреть условия контракта и оборудовать свои вагоны такой же американской поездной сигнальной системой. В результате, как говорят специалисты, получится опасный гибрид: например, тормозная система вагона будет функционировать в автономном режиме, никак не связанном с работой всего метро. Это может привести к авариям и многочисленным сбоям в работе подземки. А это будет уже не метро, а тоннель в конец света…

Тем не менее новое руководство акимата вынуждает «Хюндай» закупить оборудование у российской «Транс IT». Скажем, замакима Алматы Виктор ДОЛЖЕНКОВ в своем письме, направленном в адрес южнокорейской компании, ставит в зависимость от этих закупок само исполнение контракта. А со ссылкой непосредственно на акима Алматы победителям тендера было предложено в нарушение подписанных ранее договоренностей поставить не оборудованную электроникой коробку вагона за 40 процентов средств, уже перечисленных в качестве предоплаты. С условием, что на оставшиеся деньги эти вагоны будут переоборудованы уже казахстанской стороной самостоятельно. Разумеется, начинка вагонов сложной электроникой по принципу «сделай сам» доверия у специалистов не вызывает.

Кому нужно метро, если каждая поездка в нем будет сродни игре в русскую рулетку? Казахстанских чиновников, похоже, сегодня это заботит меньше всего.

Как они сами утверждают, в первую очередь их якобы волнует вопрос материальный — как бы не превысить бюджет, выделенный государством на строительство метрополитена.

Хотя злые языки поговаривают, что дело совсем в другом. Вместе со сменой руководства Алматы пришла новая команда и в метрополитен. И новые кадры, которые теперь в городе решают все, тоже хотят кушать. Поэтому у них и возникают новые идеи и схемы.

Мы, конечно, этому не верим. Не могут государственные мужи думать только о своей выгоде, пренебрегая интересами страны и безопасностью своих граждан…

Или все-таки могут?..

А не приведи Всевышний, и эту команду сменят — и когда мы еще метро увидим?..

Мы на всякий случай порылись в документах, которые смогли раздобыть. Потом посоветовались со специалистами.

И вот что оказалось.

Цена, по которой «Транс IT» готова поставить алматинскому метрополитену американскую поездную и напольную сигнальные системы, действительно крайне низка — она не превышает 26 миллионов долларов. Консультировавшие нас специалисты назвали ее просто нереальной. Они утверждают, что в мире невозможно купить современную систему за такие несерьезные деньги. У сведущих людей сразу возник вопрос — сигнальная система полностью состоит из оборудования General Electric или это будут комплектующие китайского производства?

Кроме того, из хорошо осведомленных источников нам стало известно, что между «Алматыметрокурылыс» и компанией «Транс IT» уже заключены договоры на сумму, превышающую 120 миллионов долларов. А это, согласитесь, несколько больше, чем уже заявленная стоимость сигнальных систем.

Всплывают явные нестыковки в цене по целому ряду заказанного оборудования. Так, например, в позиции контракта «кондиционирование помещений» указана поставка четырех сплит-систем на общую сумму 74 480 долларов. Между тем на рынке стоимость одной такой же сплит-системы составляет 1250 долларов США. А четырех, следовательно, не превышает 5 тысяч долларов. Если только по одной позиции реальная рыночная стоимость товара завышена почти в пятнадцать раз, то сколько денег будет «отбито» у государства при реализации всего контракта?

Вот такая информация к размышлению для моего старого знакомого, непримиримого борца с оргпреступностью и коррупцией, секретаря Совета безопасности Каирбека Сулейменова.

А уж если и сам президент этот номер нашей газеты увидит, то и вовсе польза всем будет. А то ему из года в год презентуют, рапортуют и обещают скорую сдачу метро. А он как будто верит…

© Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Опубликовано в газете «Время», 4 сентября 2008 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета