ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

СТАНЦИИ МЕТРО В АЛМАТЫ БУДУТ КРАСИВЕЕ, ЧЕМ МОСКОВСКИЕ

А
лматинцы ждали этого больше 20 лет. И совсем скоро — уже в следующем году, в нашем городе запустят первую очередь метрополитена. Сегодня мы предлагаем нашим читателям посмотреть, как будет выглядеть алматинская подземка. Но сначала немного истории…

Как все начиналось

Подумывать о строительстве метро в Алматы начали еще в 70-х годах прошлого века. А в 1975-м в утвержденный генплан застройки города уже был включен первый проект трассы. Однако воплощению задуманного в жизнь помешала одна деталь: правительство СССР обещало финансировать этот проект только в том случае, если Алматы станет «миллионником». И лишь спустя четыре года был зарегистрирован миллионный житель.

Строительство началось в 1988 году. Именно тогда председатель Совета Министров Нурсултан Назарбаев подписал пакет документов по Алматинскому метрополитену.

Сегодняшняя картина

С тех пор прошло двадцать лет. За это время под землей пройдено более 19 километров, проложено 12,2 километра перегонных тоннелей. В следующем году первую очередь метрополитена сдадут в эксплуатацию. Ее протяженность — 8 600 метров. Начинается она с проспекта Райымбека, проходит под улицей Фурманова, затем поворачивает на запад и дальше идет до проспекта Гагарина. Станций всего будет семь: «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконур», «Тулпар» и «Алатау». Средняя глубина подземки составляет 40 метров. Расстояние между станциями — примерно километр.

Работы сейчас ведутся на всех станциях. Например, «Райымбек» готова на 90 процентов. В апреле этого года ее уже будут художественно оформлять.

В «Алмалы» пройдены средний, левый и правый станционные тоннели, а на станции «Абая» их как раз начали сооружать. На «Байконуре» проводятся работы по левому тоннелю, а на станции «Тулпар» они завершены. На «Алатау» уже строятся вестибюли.

Пропускная способность первой очереди — 341,6 тысячи человек в сутки. Средняя скорость поезда — 40 километров в час. Время проезда по линии первой очереди — 12 минут.

Что касается финансирования строительства, то в этом году из республиканского бюджета выделено более 21 миллиарда тенге. Всего же за период строительства метро общая сумма финансирования составляет 57,6 миллиарда тенге.

Разработчики идеи и ее воплощение

Проектировала метро казахстанская компания «Метропроект». Строит его тоже отечественная генеральная подрядная организация «Алматыметрокурылыс». Администратор программы — департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Вагоны мы получим от корпорации «Хюндай Ротем». Именно она победила в тендере, который провели 12 декабря прошлого года.

В мае 2009-го компания предоставит 28 вагонов. Их общая стоимость — 86,5 миллиона долларов.

Несколько слов о будущем

Согласно генплану Алматы предусмотрено развитие трех линий метрополитена. Сейчас объявлен тендер на разработку технико-экономического обоснования второй и третьей линий. Вторая очередь 1-й линии будет пролегать от станции «Алатау» до станции «Аксай». Планируется также, что вторая линия метрополитена расположится от парка Горького до микрорайона «Таугуль-3», где будет находиться депо метро.

СХЕМА СТАНЦИЙ

Схема алматинского метро (скачать большую)

Станция «Райымбек». Пересечение проспекта Райымбека и улицы Фурманова

Станция «Жибек жолы». Вдоль ул. Фурманова между улицами Жибек жолы и Гоголя

Станция «Алмалы». Расположена вдоль улицы Фурманова между ул. Богенбай батыра и Кабанбай батыра

Станция «Абая». Пересечение проспекта Абая и улицы Фурманова

Станция «Байконур». Пересечение проспекта Абая и улицы Байтурсынова

Станция «Тулпар». Пересечение проспекта Абая и улицы Жандосова

Станция «Алатау». Пересечение проспекта Абая и улицы Жарокова

© Елена СОКОЛОВА
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 20 марта 2008 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета