ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

КТО ДОЛЖЕН ПРОФИНАНСИРОВАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРОПОЛИТЕНА В АЛМАТЫ?

С
троительство алматинского метрополитена давно уже стало притчей во языцех. Началось оно несколько лет назад, но потом было благополучно заморожено из-за нехватки финансовых средств. Скептики говорят к тому же, что строить метро в Алматы — зоне повышенной сейсмоопасности — подобно вскарабкиванию на пороховую бочку. Однако почти все сходятся во мнении, что действующий метрополитен мог бы существенно облегчить работу общественного транспорта.

Эту работу, по данным опроса населения Алматы, проведенного компанией «Комкон-2 Евразия» 25-26 ноября 2002 года, более трети алматинцев признали неудовлетворительной:

ДИАГРАММА 1

Как видим, 51,7% алматинцев находят работу общественного транспорта удовлетворительной. Доля недовольных работой общественного транспорта составляет 35,7%. Вероятно, запуск линий метро смог бы снизить остроту транспортных проблем большинства алматинцев (не пользуются общественным транспортом лишь 12,3%), а, следовательно, уменьшить количество критически настроенных горожан. Вероятно, именно поэтому 71,6% алматинцев выступают за то, чтобы метро в Алматы было достроено:

ДИАГРАММА 2

Уже известно, что акимат Алматы обратился к президенту РК с ходатайством о выделении дополнительных $123 млн. на строительство в Алматы метро и монорельсовой дороги. По информации акима Алматы В. Храпунова, одна из американских компаний, название которой не приводится [см. об этом проекте. — Прим. автора], обратилась к властям города с предложением об инвестировании и строительстве в Алматы метрополитена в увязке с развитием системы монорельсовых дорог. Таким образом, как предполагается, метро будет обслуживать центр города, сообщение с окраинами города будет осуществляться с помощью монорельсовой дороги. Стоимость проекта ориентировочно составляет около $800 млн. 80% средств потенциальный инвестор готов привлечь самостоятельно. 20% от стоимости проекта должно составить финансирование со стороны РК. Недостающие средства акимат намерен обеспечить заемными средствами. Как сообщало ранее информационное агентство Kazakhstan Today, по поручению президента правительство РК гарантировало выделение на завершение строительства метро в Алматы $50 млн.

Таким образом, если правительство РК пойдет на дополнительные затраты, алматинцы имеют реальный шанс стать пользователями первого в Казахстане метрополитена. К слову, почти треть жителей Алматы считает, что финансирование строительства метро должно осуществляться из средств республиканского бюджета; четверть алматинцев полагает необходимым использовать средства городского бюджета, а каждый седьмой горожанин уверен, что финансировать проект должны частные инвесторы:

Как Вы считаете, кто должен выделить деньги на строительство метро? (%)
Республиканский бюджет 31,9
Городской бюджет 24,3
Частные инвесторы 14,6
Международные финансовые организации 8,3
И городской, и республиканский бюджеты 1,4
Республиканский бюджет и международные финансовые организации 0,7
Никто 0,7
Затруднились ответить 16,0

Таким образом, всех респондентов можно условно поделить на тех, кто полагается на внутренние источники финансирования (городской и республиканский бюджеты), и внешние (международные финансовые организации, частные инвесторы). При таком разделении, доля «полагающихся на себя» вдвое меньше доли «иждивенцев»:

ДИАГРАММА 3

Возможно, преобладание «полагания на иного» в решении насущных вопросов своего города отражает сохранившееся отношение алматинцев к Алматы как столице: ее развитие в мегаполис состоялось вследствие столичного статуса, а значит, республика продолжает нести ответственность за развитие города. С другой стороны, вместе с бременем статуса столицы Алматы приобрел и преимущества, которые остались с ним; в первую очередь — мощную экономику. А значит, должен и имеет возможности решать свои проблемы сам.

Американская сторона готова вложить львиную долю необходимой для строительства метро суммы. Однако вопрос об остатке в 123 миллиона долларов остается открытым. И следует допускать, что изыскивать нужные средства придется из внутренних источников.

В опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ±5%.

© Опубликовано на сайте «Комкон-2 Евразия» в декабре 2002 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета