ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

МЕТРО НЕ РОСКОШЬ, А ОСТРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

А
лматинцы с нетерпением ждут обещанного в следующем году запуска первой очереди метрополитена.

КАНЫБЕК НУРМАХАНБЕТОВ
 
Какой будет наша подземка? На каких улицах будут расположены станции? На эти и многие другие вопросы наших читателей ответил заместитель директора ГКП «Дирекция строящегося метрополитена» Каныбек НУРМАХАНБЕТОВ.

Айрат ВАЛИЕВ: — Хотелось бы узнать, за какое время можно будет проехать весь отрезок первой линии метро?

— Первая очередь первой линии метрополитена будет длиной 8,6 километра. Протянется она от проспекта Райымбека под улицей Фурманова до проспекта Абая, далее в западном направлении до проспекта Гагарина. Средняя скорость поезда — 40 километров в час. То есть на дорогу в один конец потребуется 12 минут.

Бахытжан ЕСДАУЛЕТОВ: — Расскажите, пожалуйста, где будут находиться станции метро?

— Начальная станция метро «Райымбек» мелкого заложения расположена в районе пересечения улицы Фурманова и проспекта Райымбека. Сейчас на станции «Райымбек» начинаются уже отделочные работы. В целом эта станция имеет в данный момент высокую строительную готовность.

Входы расположены по улице Фурманова, южнее и севернее проспекта Райымбек. Конечная станция метро «Алатау» расположена южнее проспекта Абая между улицами Умбетбаева и Айманова. По трассе предусмотрены еще пять промежуточных станций: «Жибек жолы», которая расположена на пересечении улиц Гоголя — Панфилова; «Алмалы» — на Карасай батыра — Панфилова. Станция «Абая» находится на пересечении улицы Фурманова и проспекта Абая; «Байконур» — на пересечении улицы Байтурсынова и проспекта Абая; «Тулпар» расположена на пересечении улицы Муканова и проспекта Абая. Итого первая очередь соединит семь станций.

Юрий БОБКОВ: — Слышал, что станция «Райымбек» будет одноствольчатой?

— Да, Юрий, совершенно верно, приятно удивлен вашей осведомленностью. Станция «Райымбек» является примером классического исполнения, она имеет один свод и один пролет.

Юрий БОБКОВ: — На сколько метров углубляется станция при глубоком и мелком заложениях?

— При мелком заложении станция находится неглубоко от поверхности земли, то есть разработка котлована под ее строительство производится открытым способом. При глубоком заложении разработка станций происходит на глубине, в среднем, сорок метров.

За час с небольшим можно будет прокатиться по всем линиям

СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРО
 
Асия Турешевна: — Судя по нашим пробкам, пуск первой очереди метро не спасет кардинально ситуацию, а когда придет черед второй?

— Вторую очередь первой линии предусматривается проектировать от станции «Алатау» по проспекту Абая в западном направлении до улицы Ауэзова в поселке Калкаман протяженностью 7,7 километра и пятью станциями. И от станции «Райымбек» под проспектом Сейфулина в северном направлении до железнодорожного вокзала «Алматы-1» протяженностью восемь километров и шестью станциями. Надо отметить, что общая ориентировочная протяженность второй очереди составит 15,7 километра, где расположатся 11 станций. Таким образом, общая протяженность первой линии составит 24,3 километра и 18 станций.

Согласно генеральному плану развития Алматы предусмотрено строительство еще двух линий метро. Трассировку второй линии предусматривается проложить от Центрального парка культуры и отдыха в западном направлении через центральную часть города до микрорайона «Тастак», далее в южном направлении до микрорайона «Орбита». Общая ориентировочная протяженность второй линии составит 14 километров и 8 станций.

Всего же протяженность линий метрополитена составит около 45 километров.
СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРО
 
Анатолий Дмитриевич: — Объясните как специалист, почему строительство метро тянется уже двадцать лет? Не одни же финансовые причины мешали. Слышал, что в техническом отношении это тоже был очень сложный проект.

— Надо отметить, что строительство ведется и сейчас, и раньше за счет средств республиканского бюджета, которые выделялись в достаточном количестве до 1992 года. Затем, как вы помните, с распадом Союза были прерваны многие экономические связи, и средства на строительство метро стали выделяться в недостаточных объемах, всего сто миллионов тенге в год, что очень мало. Тогда строительство многих объектов было законсервировано, рабочих отправляли в бессрочный отпуск без содержания. Но основной костяк в те годы все же удалось сохранить, и сейчас они работают. В 2003 году президент утвердил программу развития города Алматы до 2010 года. Так вот, проект строительства метро был включен в список инвестиционных приоритетных проектов, получив финансирование из республиканского бюджета.

Да, в техническом отношении потребовались не самые простые инженерные решения. При проектировании Алматинского метрополитена приходилось учитывать сложные горно-геологические условия, сейсмичность и географическое расположение города. Район трассы метрополитена повсеместно сложен маловлажными несвязными галечниковыми, валунно-галечниковыми и валунными грунтами. Физико-механические свойства грунтов предопределяют значительные трудности при разработке и креплении горных выработок, а также при бурении скважин различного назначения. Но положительным фактором является отсутствие в зоне строительства грунтовых вод.
МАКЕТ СТАНЦИИ
 
Салтанат АХМЕТОВА: — Не могли бы вы вкратце охарактеризовать станции алматинского метро, что они из себя представляют?

— С удовольствием, Салтанат. К примеру, станция «Райымбек» мелкого заложения. Следующая — станция глубокого заложения «Жибек жолы». Она имеет три свода — центральный зал и выход к боковым перронам через пилоны. Вход на станцию со стороны улицы Панфилова. На станции будет расположен инженерный корпус метрополитена. В текущем году заканчиваются работы по его строительству и здесь же будет построено здание эксплуатационного персонала. Сейчас здесь разрабатывается центральный станционный тоннель. Левый и правый тоннели уже пройдены. Следующая станция — «Алмалы» расположена в квадрате улиц Фурманова — Панфилова — Карасай батыра. Вход находится со стороны улицы Карасай батыра. Эта станция также глубокого заложения. Сейчас здесь полностью построены все станционные и эскалаторный тоннель. Станция готова к отделочным работам. Заканчивается строительство ее вестибюля. Станция «Абая» расположена напротив Казахской сельскохозяйственной академии. Если быть точнее, то на пересечении проспекта Абая и улицы Кунаева. Эта станция также глубокого заложения. Строительные работы здесь предусмотрено завершить в начале 2009 года. Далее у нас идет станция «Байконур». Кстати, недавно здесь произвели технологическую сбойку тоннелей, которая завершила строительство всех тоннелей первой очереди. Следующая станция — «Тулпар». Здесь также ведутся работы по разработке станционных тоннелей. Эскалаторный тоннель уже пройден. В настоящее время заканчиваются работы по строительству вестибюля станции, после чего здесь начнется строительство пешеходного перехода через проспект Абая. Вход будет расположен напротив цирка, а сам вестибюль — напротив драматического театра имени Ауэзова. Следующая станция «Алатау» — мелкого заложения. В текущем году здесь планируется завершить все строительные работы и приступить к отделке станции.

СХЕМА МЕТРО

Под землей спокойнее, чем на поверхности

Азирбек АШУРОВ: — Не повлияет ли проложенное метро на и без того не спокойную сейсмическую ситуацию в Алматы?

— Во всем мире в сейсмически опасных районах строятся метро. Мировая практика, а также анализ строительства показывают, что глубокие подземные сооружения являются наиболее сейсмостойкими. Надо отметить, что наше метро строится с учетом всех сейсмических критериев, по рекомендациям специалистов в области сейсмостойкого строительства. При прокладке линий метрополитена применяются специальные чугунные тюбинги — сегмент кругового очертания, из которого сооружается тоннель. Поэтому даже при сильных землетрясениях, например в Японии, люди стараются спрятаться именно в метро. Безопасность алматинского метрополитена обеспечена применением сейсмостойких тоннельных конструкций.

Владимир ТУМАХОВ: — А наше метро мы строим силами своих специалистов или помогают иностранные?

— Для строительства метро еще в советское время, в 1989 году, был передислоцирован тоннельный отряд из «Бамтоннельстроя», специализированного строительного управления на Байкале. Отряд занимался строительством тоннелей. Позже на его базе стали развиваться другие структурные подразделения, создан генеральный подрядчик, акционерное общество «Алматыметрокурылыс». Потом уже формировались и специалисты. В основном привлекали рабочих горнорудных предприятий всего Казахстана.

Антон БЕГАКСКИХ: — Говорят, что строители метрополитена хорошо зарабатывают. Я бы тоже с удовольствием пошел работать к вам. Нужны ли вам рабочие руки?

— Сейчас у нас идет профессиональное обучение рабочих. Например, таких специальностей, как проходчики. По окончании учебы они получают соответствующие разряды, квалификацию. Также мы осуществляем прием на работу. В основном востребованы рабочие и специалисты, проживающие в Алматы и прилегающих к городу районах. Сейчас нам нужны специалисты по строительству станций, поскольку тоннели мы уже прошли, это электрики, сварщики, подземные строители. Могу сказать, что по сравнению с наземными рабочими, люди, задействованные на подземных работах, у нас, действительно, зарабатывают очень хорошо.

Где, сколько и почем

Альбина Геннадьевна: — Где вы будете закупать оборудование для метро, вагоны, например?

— Проведен тендер, который выиграла корейская компания «Хюндай Ротем». Согласно договору, в следующем году для первой очереди метро она поставит нам 28 вагонов.

Григорий Маркович: — Меня интересует, сколько пассажиров сможет перевозить наше метро?

— По расчетам проекта, суточный пассажиропоток составит 343 тысячи человек.

Александр КОРЕНЬКОВ: — Сколько будет стоить проезд в метро?

— Стоимость проезда будет определяться с учетом затрат на транспорт. Метрополитен — это социально значимый вид транспорта, его провозная способность очень высока. Чтобы метро могли пользоваться социально уязвимые слои населения, конечно, цена будет регулироваться государством.

Александр КОРЕНЬКОВ: — Но, не выше, чем в наземном транспорте?

— Думаю, нет.

Елена МЕДВЕДКО: — Как часто будут курсировать составы метро?

— Интервал между поездами составит 3,3 минуты. Для этого будут сформированы семь составов. Один из них — резервный. Время следования в одну сторону составит около 20 минут — с учетом остановок на станциях.

Динара Сейдалиевна: — Предполагается ли ввести льготы пенсионерам и студентам для проезда?

— Этот вопрос еще предстоит обсудить маслихату. В любом случае, думаю, льготы будут предусматриваться, поскольку метро — социальный вид общественного городского транспорта.

© Виктория ИЗБИЦКАЯ, фото — Раиса КРУГОВА
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 14 августа 2008 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета