ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

КИЛОМЕТРОВОЕ УДИВЛЕНИЕ

Н
а 35-метровой глубине Алматинского метро (а точнее, на месте будущей станции «Алмалы») Нурсултана Назарбаева кроме личной охраны оберегал целый взвод горных спасателей. За 18 лет долгостроя глава государства, облачившись в специальный именной костюм и каску, впервые спустился под землю, чтобы лично убедиться в том, что миллиарды тенге потрачены на дело, а не просто зарыты в землю. Какое это дело: стоящее или нет, нужное горожанам или не очень в присутствии президента никто обсуждать не решился. Да и сам он на дне алматинской подземки к особой философии расположен не был. Подошел к проходчикам и довольно жестко сказал: «Метрополитену — быть! Деньги на продолжение работ есть, финансирование идет по плану. От вас требуется только одно — строить! Причем строить быстро и качественно».

Работа под землей организована в четыре смены. Рабочий день длится ровно шесть часов. Обеденный перерыв не предусмотрен. Так называемый «перекус» метростроевцы проводят, не отходя от горнопроходческой машины и других объектов стройки. В туеске (или термосе) обычный набор: пара картофелин, лук, рыбные консервы, хлеб, овощи. После того, как зарплату рабочим стали выдавать стабильно, в рационе у них появилась вареная колбаса и кофе.
НАЗАРБАЕВ В МЕТРО

— О том, что президент страны спустится в тоннель, нам стало известно дня за два, — рассказывает проходчик Мурзагали Едигов. — Только и успели здесь полы деревянные настелить да цементную пыль песком присыпать. А так самый что ни на есть обычный рабочий день. Своим посещением Нурсултан Абишевич нас вдохновил и настроение поднял. Уважение рабочим оказал. Пришел не просто в костюме, а даже спецовку нашу метростроевскую надел… У него на лице изумление было написано. Значит, понравилось то, что сделано нашими руками. Не зря трудились столько лет. Это нас и вдохновило.

По словам генерального директора АО «Алматыметрокурылыс» Муратбая Укшебаева, первую очередь метрополитена, а именно линию, соединяющую улицу Жарокова и проспект Райымбека (протяженностью 8,56 км и включающую в себя 7 станций), планируется завершить в 2008 году. Тоннель будет проложен под улицей Фурманова от проспекта Райымбека до проспекта Абая и далее с поворотом в западном направлении до проспекта Гагарина.


Справка «Мегаполиса»
Общая сметная стоимость строительства первой очереди метрополитена составляет 101 млрд тенге. Освоено 29 млрд тенге. Проектная длина подземных выработок — 21 км. Из них пройдено 12 км. В том числе по перегонным тоннелям проектная длина составляет 8,56 км, пройдено 4,456 км. Прогнозируемые объемы финансирования строительства метрополитена из республиканского бюджета составят: в 2006 году — 18 млрд тенге, в 2007 году — 18 млрд тенге, в 2008 году — 36 млрд тенге. Численность работающих составляет 1349 человек.

Согласно генеральному плану развития Алматы в будущем предусмотрено строительство еще двух линий метро. Одна из них соединит южные районы города и пройдет через его центральную часть. После завершения этого этапа начнется строительство линии, ведущей к железнодорожной станции Алматы I. Общая протяженность линий метрополитена составит около 45 км.

Кроме того, правительством уже одобрено предложение о создании в Алматы единой системы «метро — трамвай» общей протяженностью более 100 км. В этих целях планируется полностью модернизировать наземную инфраструктуру трамвайных путей. Основой данной транспортной системы, как сказал аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, станет «современный трамвай, который пройдет по ключевым магистралям и возьмет на себя основную долю перевозок». Остальной же общественный транспорт, по его мнению, будет выполнять функции подвозящего и работать на направлениях с меньшими пассажиропотоками.

© Владимир СЕВЕРНЫЙ
Опубликовано в газете «Мегаполис», 14 ноября 2005 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета