ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

ДОЛГОСТРОЙ НА БУКВУ «М»

С
егодня строительству алматинского метрополитена исполняется 17 лет.

Так низко под землю я не спускался со времен армейской юности, когда охранял покой Родины. И вот опять повезло. На полусотметровой глубине в подземелье мегаполиса (хотел написать «кипят работы», но рука не повернулась) возятся люди в оранжевых касках. Годовщина такая — для них совсем не праздник, или, точнее сказать, праздник со слезами на глазах. А как все славно начиналось!

ДОЛГОСТРОЙ

Почти тридцать лет назад тогдашний Совмин СССР вынес постановление о проектировке и строительстве первого казахстанского сабвея. В конце восьмидесятых сотни строителей из Москвы, Ташкента, Киева, Новосибирска, Минска, рабочие с БАМа приехали в Алма-Ату. Им без очереди давали квартиры, обеспечивали всем необходимым, газеты, радостно захлебываясь, рисовали удивительные картины подземных дворцов. Союзный бюджет щедро финансировал уникальный проект, и все было бы хорошо, если бы не перестройка, ускорение и горбачевский «социализм с человеческим лицом».

Сейчас уже мало кто помнит ажиотаж тех буйных дней, кроме, разве что, самих метростроевцев. Обычным горожанам на глубинные работы сегодня глубоко наплевать. Ну ковыряются чего-то там три пятилетки и два года, уже дети за это время выросли, сменилось тысячелетие и кому до всего этого какое дело? Между тем вспомнить бы не мешало.

Тогдашнее «планов громадье» вполне соответствовало, как сейчас модно говорить, менталитету великой державы. Уже в 1991 году на строительстве метро работало более 800 высококлассных специалистов. За этот год строители, привыкнув к сложнейшему алма-атинскому грунту и скальным породам, прошли более полутора километров. Еще через два года был достигнут абсолютный максимум — 1 894 метра. Если бы дело пошло такими темпами и дальше, сегодня мы бы уже ездили в светлых вагонах и пели бы, как Сюткин, про сорок две минуты под землей…

Однако распался Союз нерушимый, началась макроэкономическая стабилизация в одной отдельно взятой стране Казахстан, и программа строительства метрополитена почила в бозе. Украинцы уехали в свою ридну неньку, узбеки занялись исконным дехканством, ну и так далее… Спад строительства был ужасающим. В 1994 году прошли всего 300 метров, в 1995-м — 176, а на следующий год только 152. Самым паршивым оказался 1997 год — всего 90 метров.

«По идее, — невесело пошутил проходчик, — дай мне десять здоровых парней с лопатами, корми хорошо и плати, я бы с такой бригадой за год в два раза больше сделал». Между тем в достославном 1997-м работяг (вместе с администрацией) осталось всего 180 человек. Интересно, что зарплату подземным рабочим не платили месяцами, но они все же продолжали трудиться. Система здесь проста, как отбойный молоток, — не будешь укреплять тоннели, все полетит к чертовой матери: начнутся обвалы и прочие проблемы…

Близилось третье тысячелетие, проблема несчастного метро нет-нет да и всплывала то в правительственных кругах, то в многочисленных сплетнях. Одна газета пригласила даже экстрасенса, который с лозовой палочкой обошел предполагаемые станции будущей подземки. «Вот здесь, здесь и здесь, — сказал гуру, — будет землетрясение, и дома провалятся в преисподнюю, потому что злыдни подрыли землю!». Да мало ли что говорили! Один журналист сдуру провел в строящемся метрополитене трое суток — искал гигантских крыс-мутантов и бичей, которые из крыс делают манты и продают на базарах.

Открылся даже своеобразный сайт во Всемирной паутине. В нем многочисленные ученые мужи периодически скрещивали копья по поводу целесообразности строительства метрополитена, попутно поливая оппонентов грязью. Вот только одна цитата (писал российский кандидат наук Цзахоев): «Строительство метро в условиях напряженной сейсмической обстановки может привести к глобальной гуманитарной катастрофе!».

Страсти то накалялись, то остывали. Бывшее градоначальство южной столицы периодически что-то невнятно бубнило о грядущих переменах, о могучих канадских финансовых воротилах, которые обрушат на метростроевцев небывалый долларовый дождь, о будущих инвестициях, а под землей шла тяжелая, утомительная работа…

И худо-бедно дело сдвинулось. Метрополитеновский зародыш попал в программу развития Алматы на 2003–2010 годы. Появились средства, старые тоннели мало-помалу подлатали, реанимировали технику и прошли за 2003 год 554 метра. Не ахти сколько, но все же… За нынешний год, по словам строителей, планируется одолеть два километра.

Что дальше? В планах метростроевцев, которые должны получить в следующем году 18 миллиардов тенге, намечено пройти порядка 2 200 метров. И тогда к 2008 году подземные работы будут закончены. Правда, для этого придется увеличить количество рабочих с 850 (на сегодня) до 2 000 человек. Сейчас проходчики, что называется, идут друг к другу. Один тоннель движется с севера города, другой — с юго-запада. Так осуществляется строительство первой очереди метро протяженностью 8,3 километра. В целом предусмотрено строительство семи станций. А вообще генеральным планом развития Алматы, принятым в 2002 году, планируется строительство трех линий метро общей протяженностью 45 км.

И последнее. Подробно поговорить с теми, кто трудится под землей, не удалось. На просьбы вашего корреспондента пообщаться по поводу даты они отворачивались: «Дайте работать, не мешайте! Какая там годовщина — 17 лет пахали, как папы Карло! Слава Богу, хоть деньги нам стали выделять. И вообще: приходите года через три, может быть, тогда расскажем…».

© Андрей ЗУБОВ, Сергей ХОДАНОВ (фото)
Опубликовано в газете «Литер», 13 сентября 2005 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета