ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

МЕТРОВЫЙ ДИАПАЗОН

В
  субботу, 25 августа, члены комиссии по анализу хода строительства метрополитена в Алматы, в состав которой входит и наш корреспондент Руслан БАХТИГАРЕЕВ, спустились в шахту строящейся подземки, чтобы проверить факты, изложенные в статье Геннадия БЕНДИЦКОГО «Тайны подземки» (см. «Время» от 16.08.2007 г.).

Неужто все идет по графику?

Облачившись в спецодежду, члены комиссии на специальном лифте спустились в недра будущей станции «Алмалы», что находится на пересечении улиц Кабанбай батыра и Тулебаева. В роли гида выступил технический директор АО «Алматыметрокурылыс» Исабек АКАТОВ. По его словам, строительство метрополитена идет по графику, а значит, алматинцы получат подземку в обещанный срок.

— Сегодня в метро работают свыше трех тысяч человек, — сказал он. — В феврале-марте следующего года все тоннели будут пробиты. В скором времени мы намерены приступить к отделочным и монтажным работам.

В то же время многое, о чем говорил в нашей газете эксперт Руслан ИВАНИЦКИЙ, подтвердилось. К примеру, в тоннеле между станциями «Алмалы» и «Жибек жолы» во многих местах стены дают течь.

— Мы пока что не можем определить ее источник, — говорит Акатов. — Но проблему эту решаем: снимаем части колец, которые протекают, делаем нагнетание, потом все заново цементируем. Здесь влажность повышенная — баня «Арасан» над нами.

Подтвердился и другой «диагноз» Иваницкого — несоответствие тоннеля в некоторых местах проектным габаритам. Таких мест, по словам Акатова, два: одно — в тоннеле между станциями «Жибек жолы» и «Райымбека», второе — ближе к станции «Байконур».

— Но и эта проблема решается, — говорит техдиректор АО «Алматыметрокурылыс». — Мы пригласили специалистов из Новосибирска, которые подсчитали: если мы здесь поднимем уровень пола, то в габариты впишемся.

Однако пока городской акимат не определится с вагонами, ни о каком продолжении строительства метрополитена не может быть и речи. Строительство метро было начато еще в советское время и рассчитывалось под составы, которые на сегодняшний день морально устарели, хотя в России производятся до сих пор. Если руководство города все-таки остановит свой выбор на них, тогда алматинский метрополитен станет вчерашним днем еще до окончания его строительства.

— Мы дали задание нашим институтам подготовить анализ компаний, занимающихся строительством составов, и их продукции, чтобы выбрать наиболее оптимальное решение для нашего города, — говорит заместитель акима Алматы, председатель комиссии Маулен МУКАШЕВ. — У меня сложилось впечатление, что институты активно поддерживают именно вагоны российского производства. Но если мы хотим построить метро XXI века, то нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Зарубежные фирмы могут подготовить нам вагоны любой модификации — какой мы захотим. Срок износа подземных подвижных составов составляет 50 лет. Купим мы сейчас российские вагоны — получим головную боль на ближайшие полвека.

Времени на раздумье у отцов города немного: тендер на закупку вагонов пройдет уже в этом году. В начале сентября акимат направляет за рубеж делегацию, которая ознакомится с технологиями производства составов. Среди стран — потенциальных участниц тендера — Япония, Турция, Германия и т. д. А вот китайским соседям, очевидно, ничего не светит.

— Китай уже себя «зарекомендовал», — говорит Акатов. — Поэтому от его услуг мы, скорее всего, откажемся.

Вообще оптимизму председателя комиссии можно только позавидовать. «Эпохальная стройка» скоро отметит свое двадцатилетие, за которое многие проблемы будущего метрополитена так и остались нерешенными, а г-н Мукашев надеется силами одной своей комиссии «разобраться со всеми вопросами» до 17 сентября. Именно к этому дню на стол акима Алматы должен лечь подробный отчет о ходе строительства метро.

— Надо сказать спасибо г-ну Иваницкому, — без тени иронии заявил вице-мэр Мукашев. — Ведь благодаря ему была создана наша комиссия, которая должна разобраться со всеми вопросами. Сейчас же я предлагаю вникнуть во все технические тонкости и нюансы строительства, а финансовые вопросы оставить напоследок.

Если не признаемся, кто ходил в газету, — всех уволят

Последние слова Маулена Мукашева явно не обрадуют рабочих-метростроевцев, приходивших к нам в редакцию в конце прошлой недели (см. «Ультиматум из-под земли», «Время» от 25.08.2007 г.). Тогда они принесли коллективное письмо за 118 подписями с требованием погасить задолженность по зарплате, решить вопрос с оплатой больничных листов и т. д.

Между тем техдиректор «Алматыметрокурылыс» Исабек Акатов клятвенно заверил председателя комиссии, что высшее руководство метрополитена тут ни при чем.

— Первый и второй тоннельные отряды — это отдельные дочерние предприятия АО «Алматыметрокурылыс», — пояснил он. — Мы деньги перечисляем этим организациям вовремя, и если рабочие не получают свою зарплату когда положено, то это вопросы не к нам, а к их непосредственному руководству.

А руководство тоннельного отряда №2 в объяснениях с рабочими сослалось на акимат: мол, из бюджета деньги вовремя не поступают, поэтому и возникают у нас перед вами задолженности. Об этом метростроевцы рассказали вчера на стихийном собрании возле будущей станции «Байконур».

— Нас уже третий день «прессуют», — горячился Евгений КАЗИМОВ, машинист проходческого комплекса. — Хотят выяснить, кто ходил к вам в газету и жаловался. Сказали, если не признаемся — всех уволят. А мы уже больше молчать не можем. Не знаем, куда обратиться за помощью. Одна надежда — на комиссию.

Присутствовавшие наперебой рассказывали о беспределе, творящемся под землей.

— У нас на щитке висит объявление «Больничные не оплачиваются», — рассказывает проходчик Дюйсенбек ТИМИРАЛИЕВ. — Вот мы и не болеем, нам ведь семьи кормить надо и за квартиру платить.

Положение метростроевцев усугубляется тем, что большинство из них — приезжие: своего жилья в Алматы у них нет — приходится снимать квартиру. Теперь из-за перебоев с зарплатой многие рискуют остаться без крыши над головой.

— У нас много ребят кредиты в банках брали. Я вот тоже по сорок тысяч каждый месяц должен банку выплачивать, — вздыхает Канат ШУГЖАНОВ. — А где я их возьму, если нам денег не дают? Скорее всего, мою зарплатную карточку банк заблокирует, как это уже было с другими. И на что тогда жить?

В итоге рабочие «мятежного отряда» №2 дополнили свое коллективное письмо в редакцию еще одним — пока что устным — требованием: освободить от должности их начальника Базара САМАЛИКОВА. По мнению метростроевцев, вся ответственность за эту неразбериху с деньгами лежит на нем.

Между тем Кайрат ОНАРБАЕВ, помощник начальника участка, присутствовавший на собрании, заявил, что на стройке «все спокойно».

— Деньги платят вовремя, больничные оплачивают, условия труда нормальные, — заявил он.

Однако отвечать на дальнейшие вопросы Онарбаев отказался, сказав, что за финансы он не отвечает, что его дело маленькое и, если у рабочих есть к нему лично претензии, он готов ответить, а за действия руководства ответственности не несет.

— Сегодня заработную плату рабочим перечислили, проблема, значит, решена, — заявил он.

Замакима Маулен Мукашев дал поручение Акатову разобраться с вопросом о заработной плате, после того как ознакомился с заявлением метростроевцев, переданном ему нашим корреспондентом. Видимо, распоряжение председателя комиссии возымело свое действие. Правда, зарплату, по словам рабочих, обещали выдать только за июнь.

— Если нас уволят, то мы придем на собрание комиссии и сами расскажем председателю о том, что здесь происходит, — говорят метростроевцы.

© Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Владимир ТРЕТЬЯКОВ (фото)
Опубликовано в газете «Время», 28 августа 2007 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета