ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

АЛМАТИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН БУДЕТ

В
едение проходческих работ при строительстве Алматинского метрополитена будет ускорено в три и более раза. Это станет возможным благодаря запуску нового тоннелепроходческого комбайна, изготовленного на германском предприятии Herrenknech, являющемся лидером в мировом тоннелестроении. Впрочем, в разработке конструкции данного агрегата самое активное участие принимали казахстанские метростроевцы.

Начало истории сотрудничества было положено в 2001 году, когда алматинские и немецкие специалисты впервые засели за расчеты и чертежи тоннелепроходческой машины, которая бы оптимально соответствовала геологическим условиям Алматы. В 2005 году стороны уже заключили договор о поставке и наладке этого оборудования.



Trude — самая большая в мире машина для бурения туннелей, созданная немецкой компанией Herrenknecht AG. Диаметр «сверла» — 14,2 метра, а чтобы пробурить 2,5-километровый туннель Trude требуется два года и пять месяцев (фото с сайта ESA)

Доставить в Алматы и опустить на глубину 40 метров эту махину, вес которой составляет 400 тонн, а длина 65 метров, тоже было бы не просто, если бы каждая операция не была тщательно проработана теоретически.

Итак, 24 мая машина была полностью подготовлена к работе. По этому поводу руководство АО «Алматыметрокурылыс» и Herrenknecht решило пригласить на презентацию своего детища акима Алматы Имангали Тасмагамбетова.

Прошло около двух десятков лет, с начала реализации этого проекта, за которым, к сожалению, не безосновательно, закрепилась репутация долгостроя. Об этом сказал и глава города, предположив, что не только алматинцы, но и все казахстанцы, «стали терять надежду на то, что в Алматы в Казахстане будет свой метрополитен». Однако, динамика роста экономики страны, отметил он далее, дает возможность государству выделять значительные средства на продолжение строительства метрополитена.

«Есть поручение главы государства в 2008 году завершить строительство первой его очереди, протяженностью 8,3 км. Необходимые средства выделяются и уверенность в том, что мы поручение главы государства выполним, подкрепляет вот этот роторный комбайн», — заявил аким.

«Новое оборудование дает возможность обеспечивать проходимость 300 м в месяц, в то время, как на старых образцах, которые мы использовали этот показатель составлял только 80 м. Но самое главное заключается в том, что мы удешевляем стоимость проходки 1 км до $30 млн. против существующих на сегодня $100 млн. То есть новое оборудование значительно удешевляет строительство метрополитена и ускоряет непосредственно проходку. Оно даст возможность не просто завершить первую очередь метрополитена, но и, безусловно, повысит эффективность строительства второй и третьей его очереди», — подчеркнул И. Тасмагамбетов.

Глава городской администрации вручил почетные грамоты группе рабочих и инженеров «Алматыметрокурылыс», внесших значительный вклад в строительство алматинского метро.

После этой торжественной церемонии был запущен комбайн, и тем самым начата проходка левого перегонного тоннеля между станциями «Алмалы» — «Абая» — «Байконур» протяженностью 2,9 км.

Заметим, что направление проходки контролируется взаимодействием лазерного луча. Для тех, кто интересуется самим технологическим процессом, обеспечивающим прокладку тоннеля, можем сообщить, что грунт в призабойном пространстве разрабатывается с помощью режущего инструмента на вращающем роторе. При проходке непосредственно за щитом с помощью блокоукладчика собираются из блоков кольца обделки тоннелей. Блокоукладчик позволяет перемещать и монтировать железобетонные блоки с точностью до миллиметра. Чтобы двигаться дальше, тоннелепроходческий комплекс отталкивается гидравлическими щитовыми домкратами от последнего смонтированного кольца. При этом все необходимые данные для эксплуатации тоннелепроходческого комплекса и управления находятся в кабине управления. Скорость и направление проходки, вращение ротора регулируются бортовым компьютером и контролируется машинистом комбайна также непосредственно из кабины управления.

Напомним, что в настоящее время ведётся строительство первой очереди метрополитена. Это линия метро соединяет ул. Жарокова и ул. Раимбека, протяженностью 8,56 км и включает 7 станций. Ее маршрут проходит от пр. Райымбека под ул. Фурманова до пр. Абая и далее с поворотом в западном направлении до пр. Гагарина.

Полная стоимость данного строительства составляет 101 млрд. тенге. Как уже сообщалось, по состоянию на ноябрь 2005 года из указанного объема средств было освоено 29 млрд. тенге.

При этом общая проектная длина подземных горных выработок равна 21 км. Из них пройдено 12 км. В том числе, по перегонным тоннелям проектная длина в двухпутном исчислении составляет: 8,56 км, из которых пройдено 4,456 км.

В соответствии с среднесрочной программой социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы прогнозируемые объемы финансирования строительства метро из республиканского бюджета составляют соответственно: в 2006 году — 18 млрд. тенге, в 2007 году — 18 млрд. тенге, в 2008 году — 36 млрд. тенге.

Напомним, что в текущем году правительством Казахстана одобрено предложение о создании в Алматы после ввода в действие первой очереди метрополитена единой системы метро-трамвай. Ее общая протяженность составит около 100 км. В этих целях будет произведена полная модернизация наземной инфраструктуры трамвайных линий. Основой данной транспортной системы должен стать современный трамвай, который пройдет по ключевым магистралям и возьмет на себя основную долю перевозок. Остальной транспорт будет выполнять функции подвозящего и работать на направлениях с меньшими пассажиропотоками.

Опубликовано на сайте акимата г. Алматы, 24 мая 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета