ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Памятник «Битлз»

ЧЕТЫРЕ СБОКУ — ВАШИХ НЕТ

П
охоже, алматинцы скоро получат весьма необычный подарок от одного частного благотворительного фонда — парковую скульптуру ливерпульской четверки в натуральную величину. Живыми моделями для будущей скульптуры английских «Beatles» станут музыканты казахстанской группы «Friday». По словам скульптора Эдуарда Казаряна, они просто близнецы Пола Маккартни со товарищи.

БИТЛЗ ПРОТИВ АЛЬ-ФАРАБИ

«Битлз» для Казахстана важнее Аль-Фараби
 

Да, подарок нежданный и поистине королевский. Еще бы, ни один город нашей планеты до сего времени не удостаивался столь великой чести — увековечить в бронзе сразу всю ливерпульскую четверку. Ведь даже на их родине, в ливерпульском аэропорту, стоит одинокая фигура Джона Леннона. На Кубе, в Гаване, тоже воздвигнут памятник только одному из «Beatles». А в Алматы будет памятник всей легендарной четверке! Умри от зависти, Париж, дай дуба, Лондон, сдохни, Нью-Йорк! Знай наших! Будущий памятник сразу приблизит Алматы к европейским столицам: ведь парковая скульптура очень популярна в Австрии, Германии, Франции и Англии.

— Как говорят организаторы проекта, памятник группе «Beatles» — это не просто скульптура, а зеркало, отражающее жизнь 60-70-х годов города Алматы, — говорит известный лингвоисторик Калтай Прманов. — Странное отражение: свести всю многогранную жизнь Алматы 60-70-х годов к музыке английских битлов. Видимо, авторы эпохального проекта смотрели в кривое зеркало, если не увидели в нем ни бунтаря Владимира Высоцкого, ни ансамбля «Дос-Мукасан», ни, наконец, Олжаса Сулейменова. Между прочим, идея установить памятник битлам на казахской земле впервые родилась в голове бывшего главного архитектора Южно-Казахстанской области Бахытжана Аширбаева, который собирался установить памятник четверке английских «жуков» не в Алматы, а в Шымкенте в 2005 году. Причем установить монумент г-н Аширбаев намеревался в технопарке, на месте памятника Аль-Фараби. Дескать, негоже великому мыслителю Востока соседство с дискотекой и аттракционами. Как известно, сейчас идет реализация госпрограммы «Культурное наследие». Знает ли об этом главный архитектор ЮКО? Должен знать. Поэтому я хотел бы спросить у него: «Мырза Аширбаев! Как ваш гениальный проект по созданию в Шымкенте памятника английским «жукам» способствует реализации программы «Культурное наследие»? Вы сказали фразу, которая уже вошла в анналы «великих» афоризмов: «Не место философу рядом с дискотекой!». Не могли бы вы ответить, почему памятник Аль-Фараби — величайшей гордости казахского народа, названному просвещенным миром вторым учителем после Аристотеля, — оказался в центре технопарка Шымкента? Разве не вы, главный архитектор ЮКО, способствовали этому, разрешив построить технопарк в тихом и прекрасном сквере, где стоит памятник Аль-Фараби? Как будто в большом городе с огромными пустырями не нашлось другого места! Или вы в то время придерживались иного, не менее великого афоризма: «Место философа Аль-Фараби — только у дискотеки»?

— Так или иначе, но памятник величайшему мыслителю Аль-Фараби будет уже в третий раз переноситься на другое место. Спрашивается: а что будет с памятником философу, если главный архитектор ЮКО вдруг возжелает установить памятник Майклу Джексону или Мадонне на том новом месте, где планируется установить памятник Аль-Фараби?

— Вот именно. Ожидая очередного плавного и планового перемещения памятника Аль-Фараби, задаешься вопросом: когда же, наконец, памятник великому сыну Востока обретет покой и займет подобающее своему значению место в городе? Ведь речь идет не о «парковой скульптуре» иностранным поп-музыкантам, а о памятнике великому сыну казахского народа Аль-Фараби, благодаря которому весь мир узнал о казахах, как в свое время просвещенная древняя Эллада благодаря великому скифу Анахарсису узнала о высокой культуре тюркского народа. Кстати, любопытный случай рассказала мне работница Шымкентской областной библиотеки. Иностранные туристы проезжали в Шымкенте мимо технопарка и увидели памятник Аль-Фараби. Турист из Бельгии спросил, кому возведен памятник, и, получив ответ, удивился, почему памятник выдающемуся ученому с мировым именем стоит в таком необычном месте. Этот же турист сказал, что в Европе памятники возводят не где кому взбредет в голову, а только на родине великих людей.

— Я так понимаю, вы не против факта установления памятника «Beatles» в Казахстане, вы против самой тенденции?

— Совершенно верно. Разве у нас, казахстанцев, нет своих выдающихся деятелей музыкальной культуры, заслуживших увековечения? Неужели с «великим вкладом английских битлов» в развитие музыкальной культуры Казахстана не могут соперничать ни русский музыкант Александр Затаевич, записавший и сохранивший для потомков 500 бесценных песен и кюев казахского народа, ни Борис Ерзакович, издавший не менее ценный труд «Песенная культура казахского народа»? Когда же мы наконец избавимся от рабского преклонения перед зарубежным и научимся знать, уважать, ценить и беречь свои таланты, которыми восхищается весь мир?

Я вспоминаю русских купцов-меценатов братьев Третьяковых — Павла Михайловича и Сергея Михайловича, которые тратили большие средства на материальную поддержку своих, русских художников, многие из которых влачили жалкое существование. Ради этого они даже основали музей, в котором собирали произведения русского искусства. И этот музей братья Третьяковы даровали Москве. Быть может, нашим меценатам стоит об этом знать и помнить? И тратить средства на свое, родное и близкое всем нам?

— Японцы выделили огромную сумму на защиту всемирно известного городища Отрар. Те же японцы сняли копию с бесценного памятника тюркской культуры Кюль Тегина, чтобы установить эту копию в Астане, в Евразийском университете. А кто же спасет от разрушения уникальнейшие петроглифы Казахстана? Кто осуществит перевод на казахский язык Корана сака Кудуса, чье имя несколько веков носил теперешний Иерусалим и который написан намного раньше Корана Мухаммеда? Этот Коран был найден в Кельне в 2002 году алматинским ученым профессором Буркитбаевым. Узнай об этом в любой иной стране — буквально на следующий день этот текст древнего памятника был бы переведен на современный язык народа, а книга с этим бесценным текстом давно бы оказалась во всех книжных магазинах и библиотеках.

— А кто поможет доктору химических наук Ольге Чечиной, доказавшей в своем исследовании-книге «Ритмы календаря: в самом солнечном месте на Земле», что названия знакам зодиака и многим звездам северного полушария даны нашими предками — прототюрками, прекрасными астрономами, жившими на территории нынешнего юга Казахстана? Кто поможет этому ученому, продолжающему свои исследования великой тюркской цивилизации, которой и до сего времени не нашлось места в современной исторической науке, основанной на порочной шовинистической концепции европоцентризма? Ольга Чечина подготовила к защите докторскую диссертацию по крупному и неисследованному разделу древней тюркской цивилизации. Одновременно она закончила вторую книгу — продолжение первой, но не может ее издать из-за отсутствия средств. Все три научные работы Чечиной — настоящий гимн древней тюркской цивилизации. Но она вынуждена была уехать в Россию в поисках заработка, где получила работу и химическую лабораторию. А в журнале «Мысль» продолжают публиковаться главы из второй книги Ольги Чечиной, значение которых в восстановлении истории Казахстана и тюркской цивилизации трудно переоценить.

Нет, мы не против памятника ливерпульской четверке в Алматы: он действительно украсит южную столицу. Но! Быть может, алматинцам и гостям нашего прекрасного города захочется сфотографироваться на фоне памятника Шамши Калдаякову, например, или Амре Кашаубаеву? Или же Владимиру Высоцкому и Виктору Цою? Вон на алматинском Арбате до сих пор со стен не сходят надписи «Виктор Цой, я люблю тебя!». Поговорить бы с мраморным Евгением Брусиловским или Александром Затаевичем и Борисом Ерзаковичем, возложить цветы к памятникам этим людям, внесшим заметный вклад в музыкальную культуру казахстанского общества. И вспомнить не только 60-70-е годы, но и заглянуть в глубь истории Алматы и Казахстана. Да мало ли в нашем прошлом найдется великих имен, которые являются достоянием не только Казахстана, но и всего мира.

© Тимур НЕТАЛИЕВ
Опубликовано в газете «Экспресс К», 26 мая 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета