ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Памятник «Битлз»

БИТЛОМАНИЯ ПО-АЛМАТИНСКИ

Н
ынешний министр информации в своей тронной речи сказал, что пресса — никакая не власть и даже не ее ветка. Дескать, не забывайтесь и знайте свое место. Ну, свое место мы давно знаем, а я расскажу вам одну историю о слове. В Алматы сейчас проходит настоящая народная акция, посвященная памяти Джона Леннона. Это движение по созданию мемориала Джона Леннона уже поддержал акимат города, а также Британский совет по культуре Посольства Великобритании в Казахстане. А начиналось все так…

Strawberry Fields

Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов был с 1947 года по 54 год. А его внук Ринат хорошо известен среди алматинских битломанов. Еще когда он учился в 120-й школе, о его самиздатовских книгах, посвященных творчеству «Битлз», ходили легенды. Это были такие большие альбомы, в которые вклеивались фотографии «Битлз», заносились слова их песен и вообще всякие фишки об этой группе. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Но это был поступок, если учесть время, когда создавались эти альбомы, а это был брежневский застой, когда даже самая маленькая фотография «Битлз», обнаруженная в польском журнале «Перспектива», была потрясающим артефактом, а группа официально считалась отрыжкой буржуазной культуры и ненормальными волосатиками, и те, кто хипповал и носил длинный хаер, вообще могли загреметь на пятнадцать суток.

Уже через много лет Ринат, исполнительный директор одного из алматинских банков, побывал в Нью-Йорке как раз тогда, когда битломаны всего мира отмечали шестидесятилетие Джона Леннона. (Не будем сегодня говорить о том, что его больше нет с нами: «Леннон всегда живой, Леннон всегда со мной!»). Итак, Ринат побродил у знаменитой «Дакоты» — том самом билдинге в «Биг Эппл», где поздним декабрьским вечером 80-го разыгралась известная трагедия. В Центральном парке на знаменитых Strawberry Fields в тот день происходило самое настоящее столпотворение. «Среди моря цветов было множество открыток, но самой большой была от фэнов из бывшего СССР. А я поставил свечу от всех битломанов Алматы и загадал желание. Такое памятное место должно быть и в нашем городе», — вспоминает он.

Собственно, на этой почве мы и познакомились, а потом он рассказал мне о том, что у него появилась идея написать Йоко Оно, попросить у вдовы разрешение на создание мемориала Джону Леннону в нашем городе. Я был согласен с ним на все сто.

I get high…

Приступ настоящей битломанской истерии со мной случился в первый раз во времена так называемой горбачевской перестройки, когда на единственной подобного рода передаче «Музыкальная почта» прозвучала не помню уже какая песня Битлов. Это было настолько неожиданно, что я как сомнамбула застыл перед черно-белым экраном белорусского телевизора «Горизонт». И в течение тех нескольких минут, что звучала вещь, находился словно в прострации, а когда это волшебство закончилось, то отключился минут на пять и побывал на Марсе, где встретил Джона Леннона, который улыбался мне.

Девчонка, сидевшая рядом, была в шоке от этого хеппеннинга, она не могла врубиться, почему появление группы вызвало такую реакцию, ведь к тому времени «Битлз» уже вполне были признаны в СССР. Она не понимала, глупенькая, что с ними у меня лично, да и у многих из моего поколения, было связано все самое лучшее и светлое, что было в период совкового существования. «Битлз» означали любовь и свободу, которых за «железным занавесом» катастрофически не хватало. Джон Леннон говорил, что отдал «Битлз» свою молодость. А мы свою молодость отдали «строительству коммунизма»! Почувствуйте разницу.

Во второй раз подобное со мной случилось тогда, когда я зашел в кабинет к Ринату, и он протянул мне письмо, вернее, копию ответа на письмо из Алматы от адвокатской конторы, которая представляет интересы Йоко Оно Леннон! Прочитав это послание, я тут же выпал в осадок. I get high!

Magical mystery history

Года два назад в газете «Аргументы и Факты Казахстан» я опубликовал статью, которая называлась «Фонтан любви имени «Битлз», и высказал в ней мысль о том, что неплохо было бы уже иметь свой мемориал или некий памятный знак, посвященный этой группе. Улица имени Джона Леннона есть в России, в Екатеринбурге, памятник Джону Леннону имеется даже на Кубе, не будем говорить об Англии или США. А ведь столько алматинцев были повернуты на творчестве этой команды, и, кстати, до сих пор продолжают их любить. А сегодня есть совсем юные любители великолепной четверки, которые, несмотря на засилье «Адидас-рока», с удовольствием слушают их альбомы. И хотя никто из «Битлз» ни разу не бывал в нашем городе, все равно многие места Алматы пропитаны их духом.

И я предложил назвать фонтан, который находится на так называемой «Недельке», именем «Битлз». Помните, каскад на улице Байсеитовой между улицей Джамбула и бывшей Калинина (иногда эту улицу еще называют Бродвеем — Бродом)? На этом «пятаке» часто собирались битломаны.

Написал и написал, мало ли люди пишут, я так и думал, что все это останется просто прекрасным дримом. Недостижимой мечтой. Но вот однажды вечером мне позвонил Ринат Шаяхметов. Так мы с ним и познакомились. Мы оба тогда не предполагали, что началась самая настоящая magical mystery history. Почти по «Битлз»…

Help me, или кто же из них к нам приедет?

Итак, письмо, которое несло соответствующую информацию и просьбу поддержать проект сооружения мемориала, посвященного Джону Леннону, было отправлено в Нью-Йорк вдове Великого Битла. Это было перед католическим Рождеством прошлого года, но через месяц-полтора оно вернулось обратно, адрес оказался неточным. Тогда Ринат нашел выход — его старший брат Айдар работает в Нью-Йорке в ООН. Он отправил письмо по адресу Йоко Оно Леннон. И вот в марте 2003 года пришел ответ, который и стал причиной моего выпадения в осадок. Приведу перевод полностью:

«Уважаемый господин Шаяхметов.

Наша фирма представляет интересы Йоко Оно Леннон. Ваше письмо на имя г-жи Леннон было доведено до моего сведения для составления ответа. В принципе, г-жа Леннон не возражает против создания мемориала Джона Леннона в бывшей столице Казахстана. Однако, прежде чем дать полное согласие, необходимо будет ознакомиться с окончательным проектом.

С уважением, Джонас Э. Хербсман.

Адвокатская контора «Шукат Эрроу Нэфер энд Уэбер, Л.Л.П, Нью-Йорк»

После этого журналист Галина Галкина опубликовала ряд статьей на эту тему. В газете, где печатались статьи, были опубликованы адрес электронной почты Рината и номер моего мобильного. Не скажу, чтобы мой телефон стал сразу разрываться от звонков, но люди звонили. В основном, алматинцы. Например, позвонил Батырлан из группы «Фрайдес», который рассказал, что уже некоторое время наши битломаны разных возрастов каждую неделю проводят нечто вроде «Битлз-пати». На мой е-мэйл пришло послание с предложением открыть «Битловский фэн-клуб». Нашелся даже старый знакомый, я не видел его лет десять. Он, прочитав статью Галкиной о проекте, тут же позвонил с предложением о помощи. Был звонок от Габита из Кызылорды. Звонивший все не мог поверить, что такое возможно в нашем государстве. Кстати, Габит Сабитов — лидер кызылординской группы «Казахстанские Битлы». Исполняют их песни в ноль. Недавно они вернулись из поездки в Ливерпуль, где выступали на Битловском фестивале, который каждый год проводится в этом городе, в той самой настоящей «Каверне», на той самой сцене, где пели «Битлз». И все как один, выражали поддержку проекта по созданию мемориала Джона Леннона.

Правда, были и скептики: зачем это нужно, Джона уже давно нет, а «Битлз» тем более. Но ведь по большому счету, это будет памятник или мемориал даже не Леннону, а нам с вами, нашему времени, нашей молодости, которая была такая насыщенная и интересная, несмотря на тяжелые времена…

После публикаций неожиданно акимат Алматы пошел навстречу этой идее. Есть люди в нашем акимате, которые мыслят нетрадиционно. По словам господина Сергазина, начальника департамента строительства города Алматы, который тоже был в юности битломанам, департамент архитектуры и градостроительства нашего города уже получил поручение определить место, где будет установлена композиция! Будет объявлен конкурс на лучший проект мемориала, в котором могут принять участие не только специалисты, но любой битломан. Сам господин Сергазин предлагает мемориал в форме гитары: она символизировала бы группу в целом. Интересное предложение сделал Ноэль Шаяхметов: мемориал должен быть в форме яблока. Нью-Йорк, где жил последние годы Леннон, и Алматы — два города, символы которых яблоко. Только Нью-Йорк — это «Биг Эппл», что переводится как «Большое Яблоко», а Алматы так вообще — «Отец всех яблок». К тому же «Битлз» в свое время создали корпорацию Эппл. Параллелей много…

Потом директор Британского совета в Казахстане, атташе по культуре посольства Великобритании господин Джеймс Кеннеди направил акиму города Алматы Виктору Храпунову письмо, в котором говорится, что Британский совет (читай — Британия, родина «Битлз») признательна общественности города за идею создания подобного мемориала. Вот небольшой отрывок: «Мы считаем, что данный проект имеет большое значение для казахстанско-британских культурных связей и является ярким примером народной дипломатии и благородной инициативы, идущей непосредственно от казахстанского народа. Британский совет просит в Вашем лице государственные органы, органы местного самоуправления и коммунальные службы города Алматы оказать посильную помощь в выделении земельного участка для строительства этого памятника и оформлении надлежащих документов».

А теперь читай внимательнее, битломан: «В случае успешного развития проекта мы намерены оказать логисткую и административную поддержку проекта в части возможного приглашения экс-музыкантов группы или вдовы Джона Леннона Йоко Оно на церемонию открытия памятника в Алматы летом 2004 года или позднее».

После прочтения этого письма я опять выпал в осадок. Неужели к нам может приехать либо сэр Пол Маккартни, либо Ринго Старр, либо Йоко Оно! И они будут ходить по тем же улицам, по которым мы бегали пацанами и торчали от Битлов! Слов у меня больше нет, только меж­дометия… Help me if you can!

Кстати, возможно, что под мемориал Леннона могут отдать нижнюю часть Старой площади Алматы. Вообще, все это чисто в духе Джона, который любил всякие авангардные перформансы. С одной стороны там установлены бюсты известных партийных, коммунистических вождей и верных ленинцев, а им глаза в глаза будет смотреть сам Леннон, а вокруг тусоваться его верные леннонцы и орать во всю глотку «Имэджн». Воистину более крутого хэппеннинга и настоящего рок-н-ролла придумать нельзя!

P. S. Джон Уинстон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. Он явился организатором и мотором группы «Битлз», одной из самых известных групп на земле. Влияние этой команды на мировую культуру вряд ли можно переоценить. Уже после распада Битлов Джон Леннон продолжил сольную карьеру, которая оказалась не менее удачной, чем в составе «Битлз». Кроме того, Джон был прекрасным художником и необычным писателем. Что бы мог еще создать этот талантливый человек, если бы его жизнь так трагически не оборвалась, стоит только гадать.

Раз мы уже заговорили об авангарде, то самый продвинутый перформанс был осуществлен Джоном и Йокой Оно в начале семидесятых в Голландии, который назывался «Бэд Ин». Это было скандально-знаменитое лежание супружеской пары в постели в течение нескольких дней в одном из отелей Амстердама, откуда в прямом эфире они отвечали на вопросы журналистов и простых людей. Таким необычным образом был выражен протест против войны во Вьетнаме. Проект «Бэд Ин» вызвал не только общественный резонанс, он даже поверг в шок некоторых коллег по рок-н-роллу. Например, Мик Джаггер из «Роллинг Стоунз» заявил, что таким образом Леннон зарабатывает себе политические дивиденды.

На самом деле это была, как мне кажется, небольшая месть со стороны губастого Мика. Объясню, в чем дело. Авторитет Леннона в мире поп-культуры был непререкаем. Недавно, просматривая видеофильм Роллингов начала 70-х годов, где был снят их джэм-сейшн со многими популярными группами и исполнителями, я наткнулся на один очень любопытный эпизод (добавлю, что именно на этом «живом» выступлении впервые засветилась новая группа Леннона «Пластик Оно Бэнд»). Итак, беседуют двое: две звезды, два идола — Мик Джаггер из «Роллинг Стоунз» и Джон Леннон из «Битлз». Вернее, даже не так, а на правах хозяина шоу Джаггер берет как будто бы интервью у Леннона, который жует перед камерой спагетти. Мы видим это отчетливо, потому что оператор лезет своим объективом чуть ли не в рот Джону. И вот, когда небольшой диалог заканчивается, Леннон неожиданно протягивает тарелку с недоеденной пастой Джаггеру и говорит примерно следующее: «Ну ладно, чувак, хватит болтать. Я пошел лабать, а ты пока доешь это, Грязный Мак…». Все это надо видеть и слышать, потому что у Его Сатанинского Величества, так еще называли Джаггера, моментально отвисла челюсть! Но он ничего не мог сказать, так и застыл с открытым ртом, и проглотил эту наглую джоновскую реплику!

Хотелось бы еще подчеркнуть, что мистика имела для Леннона большое значение. Например, он верил в магию числа 9. И, действительно, 9 октября 1940 года, как я уже писал, Леннон родился. 9 октября родился его второй сын — Шон. Номер дома его матери Джулии 9-ый по Ньюкасл Роуд. 9 ноября Брайан Эпстайн, их будущий менеджер, впервые увидел группу в «Каверне». Первый контракт «Битлз» получили 9 мая 1962 года. Первый сингл группы значится под номером 4949 в каталоге фирмы «Парлафон». «Старс-клуб» в Гамбурге, где они выступали, находится в доме номер 39 по Гросс-Фрайхайт. Именно 9 ноября 1966 года Джон познакомился с Йоко Оно. Вспомним два хита Леннона — «9 революция» и «9 мечта». Наконец, когда в Нью-Йорке 8 декабря 1980 года Чэпмен стрелял в Джона, в Ливерпуле наступило 9 декабря…

© Арсен БАЯНОВ
Опубликовано в сборнике Международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз», январь 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета