ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ УЕЗДА

Аркашка Лейбзон — комсомолец, еврей, лучший рабочий, герой пьесы «Зови фабком»… Сашка Керенский — «артист императорских театров»

Е
ще в 1872 году молодые офицеры Верненского гарнизона добились передачи любителям драмы и комедии здания старого манежа, которое уютно располагалось на правом берегу Алматинки. Энтузиасты переоборудовали манеж, устроили сцену, партер, амфитеатр. Из числа любителей избрали хозяина-распорядителя — К.Р.Нойшевского, майора 10-го линейного батальона, и художественного руководителя и режиссера — областного врача Л.И.Мациевского. Первой постановкой молодого театра стала пьеса А.Н.Островского «Не в свои сани не садись».

На день сорокалетия музыкально-драматического театра Верного стародавний зритель вспоминал день 21 ноября 1872 года, как все начиналось: «Помещение для зрителей было переполнено публикой. Кого, кого здесь только не было среди собравшихся на спектакль: генералы, офицеры, чиновники, казаки, солдаты, кучера, киргизы, нарядно одетые дамы и девицы, казачки, солдатские жены, иные с младенцами на руках. Все это красило партер яркими цветами и радовало глаз артиста, смотревшего сквозь отверстие, проделанное пальцем в занавесе…».

ТЕАТР ЛЕРМОНТОВА

Здание Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю.Лермонтова (оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

На сцене манежа в разные годы играли многие талантливые верненцы, которые продолжили театральные традиции вплоть до дней нынешних, до преобразования верненских подмостков в драмтеатр имени Лермонтова. В истории верненского театра есть одна занятная страница, связанная с гастролями ташкентского музыкально-драматического общества. Среди господ ташкентцев находим имя гимназиста Саши Керенского, будущего премьера временного российского правительства и почетного старика семиреченского казачества. В советские времена имя Александра Керенского если и упоминалось историками, то, исключительно, с сарказмом и иронией. Мол, лучше бы он остался артистом. Он действительно мог состояться не в политике, а на сцене. Его таланту рукоплескали города и веси Туркестанского края. В письмах к родным он шутливо подписывался «Артист Императорских театров».

В послереволюционные годы в Алма-Ате Верненский театр был преобразован в Советский. Одновременно создавались татарские, украинские и даже австро-венгерские (!) самостоятельные труппы, красноармейские агитбригады «синеблузников» и «красных юрт», начал работать ТРАМ — театр рабочей молодежи. По воспоминаниям режиссера Канабека Байсеитова, «ТРАМ располагался в клубе Совторгслужащих, бывшем купеческом особняке Кургановых, на улице Юных Коммунаров. Здесь зрители увидели первые казахские спектакли «Енлик-Кебек», «Золотое кольцо», «Волостной посягатель». Здесь раскрылся талант несравненной Куляш (тогда зрители ее звали Гульбахрам), ее братьев Айтбека и Манарбека Ержановых, Шары (Гульшары) и Курманбека Джандарбековых, Елубая Умурзакова».

С переносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату частный кинотеатр «Орион» на улице Советской был представлен казахским любителям сцены Орынбеку Бекову и Жумату Шанину. Здесь ими была поставлена «Женитьба» Гоголя. При Казгостеатре была создана русская драматическая труппа под руководством М.Соколова. За один сезон актеры подготовили 23 премьеры. В одной из рецензий читаем: «ТРАМ поставил пьесу «Зови фабком». Простыми и яркими мазками автор пьесы характеризует выпад антисемитов. Аркашка Лейбзон — комсомолец, еврей, лучший рабочий, герой пьесы. И в этом его беда…». Спектакли, конечно, были разными по художественному уровню, но само их количество говорило о том, что театр городу был нужен. Писателю Николаю Анову в его скупых воспоминаниях о старой Алма-Ате, о театре 20-х годов, однако, сказать было нечего: «Служащие кончали работу рано, в три часа. Жизнь была дешевая, располагала к безделью. В кино показывали старые фильмы, театра не было. С нетерпением ждали гастролеров из Ташкента. Прошел слух, что приедет артист Дымов и будет поставлена нашумевшая пьеса Арцыбашева «Ревность». Но тут произошло событие, всколыхнувшее весь город. Вместо артиста Дымова неожиданно приехал в сопровождении трех инженеров Владимир Сергеевич Шатов, начальник строительства Турксиба. Город только и жил разговорами о будущей железной дороге».

В 1933 году режиссер Жумат Шанин встретился во Фрунзе с гастрольной труппой Юрия Рутковского и пригласил его организовать русский драматический театр в Алма-Ате. С этой памятной встречи и стали искусствоведы Казахстана вести отсчет верстам творческого пути лермонтовского театра Алма-Аты.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета