ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

«ОБНОВЛЕНЕЦ» ЛАВРОВ

О
сенью 1918 года епископ Туркестанской епархии Иннокентий провел съезд епархиального духовенства, первый после прихода большевиков к власти. Съезд принял самостийную Декларацию о независимости Туркестанской поместной православной церкви. В религиозно-церковной жизни края устанавливались отличные от канонического центра формы поведения и деятельности ее пастырей. В документе, принятом в духе революционных обновлений, говорилось, что «…отделение церкви от государства не имеет для церкви иных последствий, как только благотворных, ибо глубоко соответствуют природе христианской церкви, как царства не от мира сего». Так возникло оппозиционное движение «обновленцев» внутри русского православия, рамки которого (1918-1946 годы), принятые историками, безусловно спорны.

«Обновленчество» дало всходы ереси не только на почве недовольства политикой патриарха Тихона. Скорее, на фоне всеобщей паники трагических лет установления пролетарского порядка. Весной 1923 года архиепископ Иннокентий, говорится в воспоминаниях, «…в ожидании ареста возвел в сан епископа некоего Виссариона. Не прошло и суток, как вновь назначенный архиерей исчез в подвалах ГПУ… Вконец перепуганный Иннокентий убежал из Ташкента, так никому и не передав церковную власть в Туркестане».

ОТ РЕЛИГИОЗНОГО ХРАМА — К МУЗЕЮ АТЕИЗМА

В 30-е годы Свято-Вознесенский кафедральный собор стал Музеем атеизма и религии
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Заявления о политической поддержке Советской власти, c требованием пересмотра церковного управления, догматики, этики, литургии и других сторон религиозно-церковной жизни, звучали также из Верного, от викарного епископа Сергия (в миру Лавров, он же Алексей Петров). Он был назначен вместо епископа Пимена, трагически убиенного большевиками в роще Баума в сентябре 1918 года. Епископ Сергий служил Верненским архиереем в смутное время долго, до 1927 года (одновременно управляя и Ташкентской епархией). В его откровенных наваждениях находим удивительные признания «обновленца»: «К сожалению, мне пришлось на себе убедиться, что в такие периоды истории ни за кого нельзя ручаться и никто за себя не может ручаться, что он не сделает какого-либо шага неожиданного, неосновательного и т.п., но героического в своем роде… Наконец, как человек, я заявляю, что и здесь хочу, и ищу свободы… Право на личную жизнь, на ее устроение, должно сделаться неотъемлемым для епископов». Заявлению, нашумевшему в церковном мире, предшестовала женитьба верненского попа.

Летом 1927 года епископ Сергий, в связи с его пятидесятилетием, отзывается для награждения в покои Сибирского митрополита. Дальнейшая судьба семиреченского реформатора церкви остается неизвестной. Но семена сергиевской ереси дали всходы в последующие годы жизни Алма-Атинской епархии. Любопытно, что уже в наши дни, накануне великого юбилея 2000-летия от Рождества Христова, епархиальное собрание под началом архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия осудила раскольническую деятельность диакона Александра (Лисикова), объявленного «яко второй Иуда», обвинила иереев Василия (Телеутова), Евгения (Мельника), иеромонаха Серафима (Кенисарина) в проведении домашних собраний, напоминающих протестанские «Агапы». Епархиальное собрание, осудив антиканонические действия священников, лишило их сана и отстранило от дальнейшего служения Церкви Христовой. Правда, до полного раскаяния в своих заблуждениях и принесения плодов, достойных покаяния…

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета