ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ЛЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ

Его 100-летие выразилось не только в камне, стекле и алюминии. По-ленински были уничтоженны памятники городской истории и культуры. Даже сам памятник Ленину…

С
 начала 70-х годов прошлого столетия градостроители Алма-Аты берут направление на создание проектов жилых и административных домов повышенной этажности, отвечающих высоким архитектурно-композиционным требованиям и условиям повышенной комфортности для населения. Для реализации и финансирования столь грандиозных задач было удачно подобрано время. Приближались 100-летний юбилей вождя пролетарской революции и 50-летие образования Казахской ССР. Ленинский проспект стал совместной лабораторией алма-атинских архитекторов и «зодчих» из ЦК Компартии Казахстана. Первым необходимо было выразить в камне, стекле и алюминии свои творческие амбиции. Ими разрабатываются эффективные конструкции, обладающие сейсмоустойчивостью, экономичностью, простотой изготовления и монтажа. На проспекте Ленина внедряется пробный проект 12-этажного дома, возведенного из монолитного железобетона методом скользящей опалубки.

ПРОСПЕКТ ДОСТЫК СЕГОДНЯ

Так выглядит проспект Достык (бывший Ленина) сегодня
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Тем временем идеологи предложили начать мемориальную застройку с перекрестка Ленина и Абая, места «встречи» двух великих имен, символизирующих Лес и Степь, судьбоносное присоединение Казахстана к России и так далее, в духе коммунистической словесности… Для оправдания высокой идеи были подобраны юбилейные даты, составлен календарь мероприятий, по которому намечалась сдача объектов, признание заслуг строителей и партийных работников, награждение сторон государственными премиями. Строительством Дворца Ленина, своеобразной «золотой юрты», и созданием площади Абая, с постановкой памятника поэту Абаю Кунанбаеву, было положено начало главнейшего градостроительного узла, — с востока на запад в микрорайны потянулся новорожденный проспект Абая, с севера на юг — освобожденный от архитектурных образов прошлого проспект Ленина.

ТРИ БОГАТЫРЯ

Памятник Джамбулу и кинотеатр «Искра» на фоне «Трех богатырей»
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

В архитектуре жилых строений вновь образованных улиц строители использовали разнообразные композиционные приемы с применением местных отделочных материалов: офактуривание панелей, введение цвета, варианты декоративных вставок, солнцезащитные устройства, элементы благоустройства, малые архитектурные формы. Оформление фасадов создало столичный деловой ритм, приподнятое и праздничное настроение. Этажность застройки и размещение зданий решались в выразительном использовании рельефа проспекта, с учетом ландшафта и проветривания со стороны ущелий живописного Алатау. Внешнее оформление жилых домов галерейного типа в светлой окраске, с рядами больших балконов и вместительными лоджиями создавало ощущение свободы, приятного отдыха на воздухе в условиях мягкого южного климата.

Мемориальный характер проспекту Ленина придали тематические декоративно-художественные мозаичные панно, скульптура, орнаментальные вставки в национальной форме, неоновые щиты наглядной агитации с призывами к единению партии и народа, в подборе названий предприятий культурно-бытовой сферы в духе дружбы народов СССР. Скажем, жилые дома «Три богатыря» (или «Уш батыр»), магазины «Россия» и «Казахстан» (уже в наши дни на проспекте, переименованном в Достык, или по-русски — «Дружба», появились новые знаки интернационализма — памятники казаху Джамбулу и украинцу Шевченко).

ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ

Памятник великому Абаю на фоне Дворца Республики, ранее носившего имя Ленина
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Строительство зданий на Ленинском проспекте было экспериментальным. Прежде снесли без исключения все историко-архитектурные памятники старой Алма-Аты. Даже памятник Ленину на улице Шевченко! Ведь в прошлом проспект тоже был лицом города (чудом остался только бывший Дом офицеров, ныне превращенный в Музей народных инструментов). Эксперимент заключался не только в градостроительном, но и в конструктивном решении. В связи с тем, что проспект расположен в зоне высокой сейсмической активности, в проектах 9-этажных многосекционных жилых домов и 12-этажных башенного типа предусмотрели применение новейших конструкций и оборудования. Были использованы монолитные и сборные, плоские и пространственные железобетонные комплексные конструкции с жестким армированием, металлические конструкции из высокопрочных сталей, в том числе, пространственные сборные железобетонные кресты. Самым значительным явлением проспекта Ленина, безусловно, было возведение высотной 1000-местной гостиницы «Казахстан». Это первое 25-этажное стометровое сооружение в сейсмически активном регионе Союза. а двадцать шестом этаже, венчающем здание и отличающемся пилообразным рисунком стен, расположено кафе «Космос», откуда открывается великолепная панорама на город и горы.

ГОСТИНИЦА КАЗАХСТАН

Гостиница «Казахстан» многие годы является символом Южной столицы
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Основным несущим элементом центрального павильона является монолитное железобетонное ядро жесткости с поперечными аналогичными диафрагмами. Здание напоминает хлебный колос, — тоже своеобразный символ целинного подвига, совершенного страной на казахстанской земле. Строгие по облику фасады членятся ритмом эркеров, вертикальные элементы башни контрастируют с горизонтальными поясами стилобатов. В отделке здания нашли широкое применение мрамор, алюминий, стемалит, синтетическое отделочные материалы. Декоративное убранство гостиницы, оформление интерьеров выполнены в национальном стиле. Банкетный зал украшен гигантским гобеленом в 100 квадратных метров работы К.Тыныбекова, И.Яремы, Б.Заурбекова, Е.Николаева, со сценами истории Казахстана с древнейших времен.

Неповторимую красоту зданию придает облицовка из светлого ракушечника в сочетании с отделой из анодированного штампованного алюминиевого листа и изящной золотистой короной, венчающей сооружение. Архитектурно-художественный силуэт гостиницы, контрастируя своими пропорциями с Дворцом Ленина, композиционно увязан с ним оформлением фасадов. За высокие архитектурно-художественные достоинства проекта застройки проспекта Ленина его авторам, архитекторам Н.И.Рипинскому, Т.К.Басенову, В.Ш.Гершбергу, А.И.Петрову и А.А.Петровой, инженерам Г.А.Калиш и В.Д.Ангельскому в 1970 юбилейном ленинском году была присуждена премия Союза архитекторов СССР. Избранным авторам зданий, — Дворца Ленина, гостиницы «Казахстан», кинотеатра «Арман», — была присвоена Государственная премия СССР и иные звания и награды. Места среди отмеченных хватило не всем зодчим. Вспоминается, как обошли на «финише» талантливого архитектора А.П.Соколова (Земана), разработчика планировки площади Абая, так и не увидевшего своей фамилии в указе Верховного Совета в 1971 году. Зато не забыли каждого из ЦК. Оно и понятно, ведь списки зодчих утверждали в партийных инстанциях.

Творческая судьба архитектора всегда зависела от счастливого набора обстоятельств, внимания к себе власть предержащих, их вкусов и возможностей. В 30-е годы, когда начала застраиваться новая столица Советского Казахстана, по понятным причинам был выбран стройплощадкой не проспект Ленина, а проспект Сталина. Хотя, на нынешнем «пятачке» Абая возводили городок «Прибалхашстроя», а после войны — корпуса горно-металлургического института и высшей партиной школы. Имя здравствующего вождя нации служило стопроцентной гарантией, что в случае утверждения проекта зодчему открывались творческий рост, служебная карьера и благополучие окружения. «Получить по заслугам» в нашей стране звучало скорее с горькой иронией и совсем с другим смыслом. Улицы-символы, названные в честь первых лиц государства, способствовали улучшению художественно-архитектурного облика городов Союза. К юбилейным датам они аврально обновлялись, спешно озеленялись, всем миром благоустраивались. Хотя, по тем же причинам, ансамблевая застройка в Алма-Ате не получила путевку в жизнь. Здания, возведенные по штучным проектам, в разные годы, в условиях постоянно меняющегося общественно-политического климата, подавлялись рядом стоящими — и стилем, и материалом, и, больше, безвкусицей.

Вспоминается, какой строительный ажиотаж был вызван перестройкой, гласностью и обретением республикой независимости. Не взирая на принятый Закон об охране памятников архитектуры и авторских прав зодчего, повсеместно были самостийно перестроены первые этажи зданий, искажены фасады, уничтожены малые архитектурные формы. Мостовые расширили за счет вырубки лесонасаждений и ликвидации арычной системы, курдонеры превратили в автостоянки. Любопытно отметить, что разор наблюдается особенно на огульно переименованных улицах. Будто всесильные имена членов ленинско-сталинского политбюро имели действительно магическое влияние на порядок в обществе, ход его развития, историю и культуру.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета