ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ИЗБА КРАСНА НЕ ТОЛЬКО УГЛАМИ

В
 60-е годы прошлого столетия к 100-летию Ильича зодчие Алма-Аты провели грандиозную стройку вдоль проспекта Ленина. По проекту обновленный проспект должен был начаться с площади в восточной части парка Панфиловцев. Успели начать возведение Дома офицеров, гостиницы и корпуса КазГУ. Но вдруг прекратилось финансирование, и Дом офицеров оказался недостроенным объектом; брошенную гостиницу на Гоголя обратили в издательский центр. Одновременно, с созданием ленинского образа города, были снесены наиболее ценные памятники старой городской застройки. Благосклонно отнеслись лишь к судьбе одного верненского дома, известного под названием музея народных инструментов. По замыслу зодчего Юрия Ратушного, старинное зданьице могло бы украсить бетонную громаду нового Дома офицеров.

МУЗЕЙ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Домик Музея народных инструментов на фоне бетонной громады Дома офицеров
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Глядя на деревянное кружево терема-теремка, каждый из алма-атинцев говорит о нем разное, извлекая из памяти устоявшиеся факты и небылицы. Для кого-то в этом доме проходила революционная юность бабушек и дедушек, которые когда-то здесь заседали и агитировали за Советскую власть. Кто-то вспомнит, как его предки отбивали телеграммы родным и близким, когда в доме располагалось почтово-телеграфное ведомство. Кто-то бывал здесь, в кинотеатре «Красная звезда», а в годы войны приходил посмотреть на спектакли эвакуированных в Алма-Ату мастеров всесоюзной сцены. Люди разных поколений могут вспомнить здесь и громкие политические процессы, и траурно-торжественные митинги, и рядовые события, но уже ставшие вехами ушедшего столетия. Кинохроника запечатлела в этом доме подавленного Бориса Ельцина, узнавшего об августовском перевороте 1991 года в Кремле.

История самого здания неясна, неизвестен автор проекта, хотя молва называет имя Андрея Зенкова. Полагают, стоит терем-теремок, не низок, не высок с 1908 года. Здание было возведено по заказу Военного собрания — сословного клуба, призванного организовать досуг офицеров верненского гарнизона. Прежнее здание было разрушено землетрясением 1887 года, и в последующий период члены клуба вынуждены были собираться на частных квартирах. Офицерский клуб упоминается в водовороте праздничных торжеств 300-летия Дома Романовых. Осенью 1913 года здесь было решено разместить экспозицию промыслов народов Семиречья.

Организатором архитектурной части юбилейной выставки был замечательный зодчий А.П.Зенков, выпускник Петербургской военно-инженерной академии. Еще в годы учебы он увлекался историей русской архитектуры, изучал вопросы охраны памятников материальной культуры, консервации, реставрации и реконструкции образчиков зодчества. Он превнес в Семиречье т.н. «ропетовский стиль», когда в отделке зданий использовали детали старорусского деревянного зодчества, но чисто декоративно, без учета их места в постройке. Под началом Зенкова для юбилейной выставки на территории городского парка были возведены, кроме Военного собрания, 28 казенных и 15 частных павильонов, где были размещены экспозиции сельского хозяйства, промышленности и торговли. Главная аллея парка вдоль проспекта Колпаковского украсилась юртами, где разместилось все многообразие казахского искусства, быта и промыслов. В восточной части тогда Пушкинского сада и на прилекающих улицах строители выполнили павильоны торгово-промышленных домов Габдулвалиева в «ропетовском стиле», Шахворостова — в «мавританском», Пугасова — в «романском», а павильон Иванова — в «готическом» стиле. В ансамбле деревянные павильоны, увенчанные «бочками и шатрами», украшенные «подзорами, петушками, полотенцами» и прочей сухой резьбой, — а крыши некоторых павильонов были искусно покрыты обычной стружкой, — в силу своей декоративности имели шумный успех. При возведении выставочных павильонов строители использовали последние новинки строительной техники и материалов: руберойд (толь), террофазерит (черепица), линолеум. Были впервые применены железобетонные изделия местного завода «Ф.И.Титов и наследники». В ансамбле с вновь отстроенным зданием Военного собрания (возможно, специально для выставки?) новые типы зданий несли на себе печать примитивного стилизаторства, хотя и яркого таланта строителей, удачного взаимодействия традиций русской архитектуры с поисками самобытных архитектурно-строительных, в частности, антисейсмических конструкций и технологий.

Дом Военного собрания местные строители выполнили в виде крестьянского сруба, обшитого тесом. Фасады обильно декорировали накладной резьбой. Окна обрамили наличниками, характерными для сибирских изб. Центральный объем верненского терема завершен шатровым перекрытием, боковые имеют скатную кровлю. Главный вход подчеркнут килевидным козырьком, опирающимся на резные стойки. Планировочная схема на сегодня изменена в связи с беспорядочным использованием уникального памятника архитектуры старой Алма-Аты.

Еще одним зданием той знаменитой выставки, пережившим снос советского времени, остается перенесенная на берега Алматинки образцовая школа Прокудина. В прошлом здесь была детская библиотека, а в наши дни модный ресторанчик «У Пугасова моста».

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета