ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ФОТОСАЛОН «ЛЕЙБИН И СЫНОВЬЯ»

120 лет назад в Верном при тусклом свечении керосиновой лампы явилась городу первая фотография.

В
 середине 19-го столетия переселенец Томской губернии Соломон Лейбин организовал собственное фотодело в Семипалатинске. Известны исполненные им здесь портреты Чокана Валиханова и Федора Достоевского, Кунанбая и семьи Абая, других знаменитостей. Впрочем, в определении автора ценных дагерротипов прошлого есть и другие мнения, догадки и небылицы.

В 1873 году семья С.А.Лейбина организует фотодело в Верном. Ходили слухи, что владелец фотосалона вовсе не переселенец, прибывший крестьянским обозом, а ученый-еврей, родом то ли из Германии, то ли из Франции. Мол, оттуда он и привез секрет фотографии. Самые бойкие мальчишки, которым удавалось заглянуть в мастерскую фотомастера, уверяли, что господин Лейбин — алхимик. Имея в виду его таинственные приготовления фотопластинок, реактивов, оптики, других чудес, производимых при тусклом свечении керосинового фонаря.

После полудня в салоне Лейбина начиналось оживление. На фоне незатейливого пейзажа или семейного быта, изображенных на заднике, перед объективом камеры начиналось таинство. Снимались на века молодые хозяйки в ярких сарафанах и сафьяновых полусапожках, старые казаки на льготе, при полном параде, малые дети, обязательно с игрушкой, кошечкой или собачкой, бородатые верненские мужики, что чертили, рассчитывали и строили город Верный.

ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ СРЕДИ АКЫНОВ

Эта фотография 1913 года запечатлела Жамбыла Жабаева среди акынов на этнографической выставке в Семиречье (оригинал фото см. в книге «Весь Алматы»)

Писатель Юрий Домбровский, работая над романом «Хранитель древностей», однажды будет с вниманием рассматривать лейбинские фотографии и удивительно точно напишет: «Ясно вышла на старой фотографии диковатая и смешная молодость города… на ней все смешано во времени, и на все проливается какой-то новый, резкий боковой свет. Вещи от него молодеют, люди улыбаются и становятся во фронт, старые, вросшие в землю здания снова вздымают свои фасады и резные узорчатые главы… Вот мелькнул покатый, тупой (ни дать ни взять мучной ларь), архиерейский дом: выспренное и лаконичное, как вицмундир чиновника, застегнутый на все пуговицы, здание гимназии (здесь учился Фрунзе); магазин колониальных товаров купца фамилии, набранной светлыми металлическими буквами на высокой, как радуга, вывеске… Это было лет пятьдесят тому назад; и вот через полстолетия я смотрю на все, что увидел фотограф, его глазами. Он удивлялся — и я удивляюсь. Он радовался всем этим необычным куполам, радугам и шпилям — и я радуюсь».

На начало двадцатого столетия в нашем городе были популярны фотосалоны Иосифа Махницкого, Алексея Голубева, Абрама и Павла Лейбиных, сына и внука семипалатинского мастера светописи Соломона. Отметим также, что работы верненских мастеров увидел Старый и Новый Свет благодаря появлению в конце девятнадцатого столетия «открытого письма». Тогда же в Верном был открыт писчебумажный магазин Николая Тарнецкого, варшавского представителя Всемирного почтового союза. Через своего представителя «открытки» с видами Семиречья и достопримечательностями Верного распространялись по всему свету. Верненцы с охотой осваивали новое, весьма заманчивое фотодело. На начало века существовал магазин Ивана Хапилина по продаже фотоаппаратов и фотографических принадлежностей. Лейбины начинали свое дело в Казахстане, когда и в Европе фотография была еще в диковинку. Диву даешься, как эта громоздкая аппаратура, редкие реактивы, сложнейшая оптика были доставлены на туркестанскую окраину. К тому же первые фотографы должны были быть и механиками, и физиками, и химиками одновременно.

Талантливые сыновья и внуки Соломона внесли значительный вклад в культуру Казахстана. Сын Абрам Соломонович поселился в Верном в 1872 году. А.С.Лейбин принял участие в формировании еврейской общины Верного, благоустройства первой синагоги, избирался гласным ряда общественных организаций. В этом городе у него родилось семь сыновей и две дочки. Младший, Лев, стоял у истоков зооветеринарной службы и обучения национальных кадров, избирался профессором Казахского зооветинститута. В доме Льва Абрамовича в 1920 году от тифа скончался родоначальник алма-атинской фотографии А.С.Лейбин. Старшие, Павел и Борис, оказались среди основоположников книжной палаты Казахстана. Лейбины занимались рекламным делом, сбором и хранением театральных афиш и объявлений, изо- и книжной продукции. Павел, первенец Сары и Абрама Лейбиных, известен и как составитель карт Семиречья. Он занимался фотографированием края с высоты птичьего полета, поднимался в небо на первом в истории края самолете. Павел Лейбин — мастер светописец и этнограф. Его работы легли в основу многих научных работ в области археологии и здравоохранения, народного быта и костюма народов Казахстана.

Владимир Абрамович Лейбин в первые годы советской власти решил заняться коневодством. Однако молодого и преприимчивого нэпмана арестовали и отправили в лагеря. Последние годы жизни он провел в Ташкенте. Здесь в семье Фартушных хранится богатый фотоархив семьи Лейбиных, — альбомы, фотоаппараты, негативы на стекле. Вот только для науки Средней Азии и Казахстана архив не стал предметом гордости, внимания и благодарности.

Почтовые открытки фирмы «Лейбин и сыновья» со штампом Всемирного почтового союза встречаются во многих коллекционных развалах Европы и по сей день. Да в бабушкиных сундуках нет-нет да и отыщется старый семейный снимок, исполненный талантливым светописцем в прошлом столетии.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета