ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

В феврале 1912 года верненцы всерьез занялись рекламой. Местный «Мюр и Мерелиз» предлагал покупать калоши только фабрики «Проводник»!

В
 начале прошлого столетия местная газета «Ведомости» не без иронии писала, что в условиях повальной болезни поддержать репутацию кустарного предприятия или несостоявшегося заведения пышной вывеской с громким названием, следовало бы подумать о переименовании Верного в город… Реноме.

Повальную болезнь, то есть рекламу — вечный двигатель торговли, распространяло «Первое Туркестанское бюро рекламирования фирм», созданное в Ташкенте. В Верном прибыльным делом занимались мещанин Василий Рыжаков, торговец Мир Саид Мухамедов и местный фотограф Павел Лейбин. Благодаря их кипучей деятельности «город Реноме» украсился неузнаваемо. Над резными крылечками одноэтажных домов крепились массивные вывески: «Торговый дом Г.А.Шахворостов с С-ми и Ф.А.Пестов», «Наследники коммерции советника Н.И.Иванова», гостиница «Европа», ресторан «Париж», кинотеатр «ХХ век».

ОДИН ИЗ МАГАЗИНОВ ВЕРНОГО

Так выглядел в 1911 году популярный магазин купца Исхака Габдулвалиева
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Популярный в Верном магазин модной обуви «Вена» однажды дал интригующую рекламу: «…из Америки по слухам, едут высокие дамские шевровые полусапожки из разноцветной кожи до 17 рублей. Что будет среди местного дамского общества? Целое землетрясение!». Тем временем оптовики рекламировали аптекарские товары: «…муку и молоко Нестле, альбуминное железо Грюнинга, гематоген Гомеля покупайте в аптеках и магазинах Верного». А вот новинка строительного сезона: «Лучшая крыша «Руберойд» превосходит толь и железо, не ржавеет, не вытекает и не требует окраски, и главное — дешевле». Торговал «лучшей крышей» года магазин города «Гостиный двор Шахворостоваݏ, в начале века названный путешественниками местный «Мюр и Мерилиз». Любопытно отметить, что названия предприятиям, заведениям, ресторанам нельзя было давать российские, а только иностранные. Первым в этом списке «пострадал» стародавний трактир Верного «Ташкент». Его, согласно новым правилам рекламы, переименовали в ресторан «Париж».

Об особенностях рекламирования в начале прошлого века узнаем из письма мещанина Василия Рыжакова в Верненскую городскую управу и рассмотренного гласными в феврале 1912 года. Просителю было дано исключительное право в течение пяти лет заниматься рекламным делом, не смотря на контракт с ташкентским «Бюроݏ, подписанный еще в 1909 году. На оживленных перекрестках были устроены афишные доски, витрины, киоски, вращающиеся тумбы по проектам местных зодчих А.П.Зенкова и Ф.Г.Ядровича. Писатель Стивен Грэхем, побывавший однажды в Семиречье, запомнил слоганы на горном перевале: «Покупайте калоши «Проводник» или «Пей индийский чай и будь богат». И мечтательно заключил: «Ну и пусть это предложение калош и чая было нацарапано, а не отпечатано типографским шрифтом, да и сделано-то скорее всего энтузиастом, решившим таким образом избежать налога на рекламу… На перевале Абакумова я увидел будущее Америки — великую коммерческую Сибирь, в которую когда-нибудь американцы начнут эмигрировать в поисках работы так, как русские эмигрируют в Америку сейчас». Слова эти были сказаны летом 1914 года.

Тем временем Рыжаков исправно платил городу с рекламы 100 рублей в год. Место рекламы, по тем временам, стоило одну копейку за квадратный вершок (вершок — 45 мм). За расклейку рекламы по городу поденщики брали 2 рубля с тысячи объявлений. По цвету, размерам и прочим параметрам можно было определить, куда посетитель попал: в ресторан, кабак, ренсковый погребок или пивную лавку. На все был определен государственный стандарт, вплоть до табличек с названиями домов, номером дома и квартала, фамилией домовладельца. Такая рекламная деятельность велась в городе с 1879 года. Но после землетрясения 1887 года — замерла, надо полагать, до учреждения в начале прошлого столетия «Первого Туркестанского бюро рекламирования фирм».

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета