ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

АЛМАТЫ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ?!

П
редставители отечественной археологии часто вносят свои коррективы в летосчисление наших городов-юбиляров. Так было, например, когда отмечали солидные даты Туркестан и Тараз. В этом нет ничего удивительного, ведь только эта наука располагает наглядными свидетельствами «старины глубокой». Вот и 150-летний юбилей Алматы, к которому уже стал готовиться любимый город, не прошел мимо внимания археологов. Праздник они предложили отметить в рамках его… тысячелетия (!). Собственные обоснования такому выводу ученых дает «КП» директор Института археологии имени А. Маргулана академик НАН, профессор Карл БАЙПАКОВ.

— Карл Молдахметович, Алматы у нас теперь мужского, а не женского рода, и возраст ему скрывать вроде бы ни к чему. Так сколько все-таки лет нашему городу?

— Его официальная история действительно начинается с 1854 года. Тогда на реке Малая Алматинка был заложен город-крепость Верный, который позже стал называться Алма-Ата. Но истинная история Алматы намного древнее. Если учитывать данные археологических исследований, то можно уверенно говорить о тысячелетнем возрасте. Фактически это один из древнейших городов на территории Казахстана. В сочинении государственного деятеля первой половины ХVI века Захириддина Мухаммеда Бабура есть упоминания о разрушенных монголами крупных поселениях, в числе которых называется и Алмату. По-видимому, речь идет о средневековом городе, который был расположен на месте будущего Алматы. Об этом селении сообщает и современник Бабура – Мухаммед Хайдар Дулати.

Однако, кроме исторических документов, четко определяющих реальный возраст города, интересные сведения на этот счет получены из нумизматических источников. На территории бывшего пограничного училища были найдены серебряные монеты. На одной из них сохранилась дата изготовления – 1271—1272 годы. Это был период большой денежной реформы Масуд-бека. Имеется на монете и надпись на арабском языке: «Чеканен этот дирхем в области (балад) Алмату». Стало быть, в XIII веке на месте современного Алматы существовал монетный двор.

— Другими словами, археологами поставлена окончательная точка в возрастном вопросе города…

— Нам удалось установить, что уже в эпоху поздней бронзы (в X—IX веках до н. э.) здесь находились оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством и обитали в полуземлянках. В эпоху саков (VII—III век до н. э.) район Алматы служил местожительством сакских, а позднее – усуньских племен. От этого времени оставались многочисленные курганные могильники, среди которых выделялись огромные курганы знати. О роскоши захоронений свидетельствуют материалы из раскопок кургана Иссык.

Расцвет же древнего города пришелся на средние века. Ученые, которые исследовали «большой Алматы» в довоенные и послевоенные годы, например ленинградский профессор А. Бернштам, издавший в 1948 году книгу «Прошлое района Алматы», описывали имевшиеся тогда в больших количествах археологические памятники, датированные X—XI веками. Кроме того, на городской территории при строительстве зданий, прокладке дорог было сделано много случайных находок.

Изучив их, специалисты пришли к выводу, что здесь было несколько городков, один из которых был центральный и находился на территории бывшего погранучилища. О нем, как об остатках большого города, писал в 1894 году известный археолог В. Бартольд. Тогда на поверхности городища еще существовали остовы построек из жженого кирпича, которые жители Верного разбирали для своих домов. Размеры городища, наличие в нем кирпичных строений, находки ремесленной керамики, принадлежностей развитого кузнечного ремесла, собственный монетный двор – все это, безусловно, свидетельствует о том, что в Х—ХIII веках здесь находился настоящий город. И, видимо, уже тогда он назывался Алматы, что позже зафиксировано на отчеканенных здесь монетах.

— Некоторые ваши оппоненты предлагали отмечать ныне 3 000-летие Алматы…

— Очень важно подойти к этому вопросу с научных позиций. В науке есть такое направление, как урбанистика, которое дает конкретные понятия, что такое город, какие он должен иметь размеры, инфраструктуру и так далее. С этих позиций у нас есть все основания говорить, что Алматы, как город, сформировался в Х—ХI веках. Через него шли важные торговые трассы, так как через Илийскую долину в то время проходил Шелковый путь, о чем говорят наши археологические находки. К примеру, найденные в окрестностях мегаполиса китайский фарфор, иранские бронзовые поделки и даже японская чаша! То есть, говоря об Алматы как городе, а не поселении, мы должны все же отталкиваться от момента возникновения здесь признаков урбанизации. Поэтому на заседании горакимата по вопросам предстоящего юбилея мы высказали идею о праздновании не 150-летия (время, прошедшее со дня основания крепости Верный), а 1 000-летия Алматы.

Впрочем, управление культуры города в рамках государственной программы «Культурное наследие» разработало свою подпрограмму, куда вошли и археологические исследования. Руководствуясь этим документом, мы начали раскопки на склонах Кок-Тобе, где были поселения эпохи бронзы. Датируются они Х—IХ веками до нашей эры, следовательно, им около трех тысяч лет, так что, возможно, возраст Алматы потребует дальнейшей корректировки. Раньше на территории города было много сакских курганов, которые, к сожалению, уничтожены. Зато сохранился Бурундайский могильник, который мы в этом году хотим тщательно изучить. Тем более что на этом месте запланировано создание археологического заповедника – парка сакской культуры.

— Получается, юбилей дал повод обратить внимание на сохранность археологических памятников, что является большой проблемой?

— Не большой, а просто огромной! Мы должны констатировать, что многое из вошедшего в реестр памятников истории разрушено, застроено, причем в последнее десятилетие. Это уже невосполнимо, и поэтому главное сегодня – сохранить то, что осталось. Алматы является центром отечественного туризма, поэтому археологические и этнографические достопримечательности тут будут очень кстати.

— А можно ли в нашем городе, по примеру той же «старой» Риги, других памятников старины, органично вписанных в инфраструктуру современного мегаполиса, воссоздать кусочек древнего Алматы, чтобы мы могли тоже ощутить дыхание веков?

— Конечно, Алматы X—XI веков, уголки которого еще оставались для изучения в довоенное время, уже не вернешь. Но вполне реально возродить кусочек средневекового города где-то в специально отведенном месте. Опираясь на материалы раскопок древних поселений Жетысу, Талгара и Каялыка, мы представляем, как располагались городские кварталы, улицы, какими были жилища, знаем строительную технику, типы общественных сооружений, ремесленных мастерских и так далее.

— В обществе до сих пор не утихают споры и о том, как правильно называть наш город – Алматы или Алма-Ата? Когда журналисты «КП» занялись сбором мнений, выяснилось, что это далеко не все варианты. Так, ученый Мурат Ауэзов склоняется к тому, что по нормам филологической науки правильно будет – Алмалы. Какова точка зрения археологической науки?

— На найденной нами монете написано «Алматы». Если перевести дословно, это означает «яблочное место». В принципе, это то же самое, что и «Алмалы».

© Наталья ТОДОРОВА
Опубликовано в газете «Казахстанская правда», 7 февраля 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета