ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

ВЕРНЫЙ – АЛМА-АТА – АЛМАТЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗАГАДИЛИ НАШ КРАСИВЫЙ ГОРОД

В
  минувшее воскресенье южная столица отметила свой полуторавековой юбилей.

Особой торжественности не было: прошел традиционный день города, легкоатлетический забег и концерт на площади. Кто хотел, тот праздновал 150-летие. Несогласные решили дожидаться тысячелетнего юбилея. А те алматинцы, которые просто любят свой город, гуляли прекрасным осенним днем по местам своей юности, вздыхая с ностальгической грустью: ах, как все изменилось!

ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ

Отличие первое: зелень

Еще в XIX веке губернатор Верного Герасим Колпаковский велел за каждое посаженное дерево давать гривенник, а за каждое поврежденное – сечь плетьми. Вот так, с помощью кнута и пряника, и зазеленел наш город. Рассказывают байку, что когда в 1970-е годы руководитель дружественной Болгарии Тодор Живков посетил Алма-Ату, то по окончании официального визита спросил: «А где город-то? Когда в столицу поедем? Все по какому-то садику возили…»

Для сравнения: а теперь пройдитесь хотя бы по проспекту Жибек жолы…

Отличие второе: воздух

«Ветер приносил из Алматинской долины запах спелых яблок», – писал в дневниках путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский. Век спустя, в 1970-е годы, когда на конкурсной основе разрабатывался генеральный план развития Алматы, архитектор Николай Иванович Рипинский изучил потоки движения воздуха в Алматы и доказал, что нельзя высокими зданиями преграждать путь горному ветерку, иначе город задохнется. План, разработанный Рипинским, приняли… и тут же начали его нарушать. Первым объектом-нарушителем стало здание Национальной библиотеки. А потом построили «Самал», и пошло-поехало…

Для сравнения: просто сделайте вдох на любой алматинской улице.

Отличие третье: цены

Сто лет назад в нашем городе пуд муки стоил 1 рубль 20 копеек, фунт мяса – 7 копеек, ведро картофеля – 7 копеек, апорт – до 1 рубля 30 копеек за сотню. При этом средний чиновник получал в год 500 рублей, полицейский – 396 рублей, садовник или караульщик – 300 рублей. Путем нехитрых подсчетов выясняется, что на эти деньги он мог приобрести 1700 кг мяса или 30 тонн картофеля.

Для сравнения: средний алматинец на свою годовую зарплату может приобрести лишь 312 кг мяса или 5,2 тонны картофеля.

Отличие четвертое: улицы

Они всегда возмущали жителей. Сначала улицы были немощеные, в жару над ними поднимались клубы пыли. Горожане требовали, чтобы был организован полив улиц силами заключенных. Потом улицы замостили, но оказалось, что они носят неправильные названия, и их начали переименовывать, причем этот процесс начался еще до революции и продолжается до сих пор. Некоторые уже переименованы по 4-5 раз. Пожалуй, единственная улица в Алматы, сохранившая свое первоначальное название, – это улица Гоголя.

Для сравнения: с тех пор мало что изменилось.

Отличие пятое: развлечения

Сто лет назад самым модным развлечением горожан был деревянный ящик с окуляром. За умеренную плату можно было заглянуть и посмотреть светящиеся картинки. Называлось это изобретение «электропанорама». Реклама призывала: «Чудо ХХ века! Спешите, спешите, спешите… Первый раз в городе Верном! Вы увидите удава, душащего буйвола, тигра, терзающего свою несчастную жертву, пещеру скелетов, русалку, изловленную арабами в Красном море… Вниманию мужчин! За дополнительную плату в гривенник – сорок видов пикантных женщин. Красотки Парижа, Берлина, Лондона и Мадрида в натуральном виде. Мадам Европа в объятиях негра. Пикантная повесть в трех частях и красках «Так вот, моя Симона, где твоя корона!». Господам офицерам проглядеть сие зрелище дозволялось бесплатно, а барышень и детей просили не приводить «ввиду реальности изображения жизни».

Для сравнения: теперь бесплатно не бывает. А для офицеров тем более.

Отличие шестое: реклама

Думаете, раньше рекламы не было? Конечно, в советское время пятна билбордов не отвлекали глаз, поскольку рекламировать было нечего. А 100 лет назад на оживленных перекрестках были установлены вращающиеся тумбы, витрины, афишные доски. Даже на горном перевале писатель Стивен Грэхем, побывавший в Семиречье, увидел слоган: «Покупайте калоши «Проводник». По тогдашним правилам почему-то нельзя было давать заведениям российские наименования, а только иностранные. Поэтому появились гостиница «Европа», магазины «Вена» и «Варшава», а трактир «Ташкент» превратился в ресторан «Париж».

Для сравнения: правила уже другие, а ресторан «Самал» переименовали в «Белладжио».

Но на самом деле все это мелочи. А по большому счету… Наш любимый город, трижды переименованный, трижды стертый природными катаклизмами с лица земли и отстроенный вновь, живет и остается самым крупным и самым ярким городом страны. А в лучшую или худшую сторону он изменился – у каждого на этот счет свое мнение.

© Ирина БАЖЕНОВА, фото – Михаил КУБЕКОВ
Опубликовано в газете «Время», 7 октября 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета