ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

СКОЛЬКО ЛЕТ АЛМАТЫ?

П
осле выхода статьи ««155 – город ягодка опять», посвященной празднованию очередной годовщины Алматы (см. «Время» от 22.9.2009 г.), в редакцию позвонил читатель и обвинил нашу газету ни много ни мало… в шовинизме: мол, южной столице не 155, а 2000 лет, и этот факт является, по его словам, научно доказанным. Мы переадресовали его в акимат, поскольку именно мэрия проводила День города, а дата основания крепости Верный, предтечи современного Алматы, – 1854 год – официально под сомнение не ставилась. Каково же было наше удивление, когда буквально следом за вдумчивым читателем с нами связался заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов и изъявил желание дать интервью – о том, что возраст города в предгорьях Алатау – как минимум… тысяча лет.

«Верный – лишь часть истории города»

— Серик Турарович, городской акимат долгие годы проводит День города, беря за дату основания 1854 год, когда отряд казаков под командованием майора Перемышльского основал крепость на берегу реки, которая теперь называется Малая Алматинка. Читатель, обвинивший нас в «шовинизме», утверждает, что Алматы порядка двух тысяч лет. Вы же говорите, что городу тысяча лет. Так кто же прав?
СЕРИК СЕЙДУМАНОВ
 
— Давайте разберемся. Сначала необходимо проанализировать имеющиеся у нас данные. На территории города есть стоянка человека, которой – и это доказано учеными – более трех с половиной тысяч лет. Но мы не считаем стоянку городом. На территории города также находятся cакские Боралдайские курганы, которым две с половиной тысячи лет. Но мы тоже не называем их городом. Ведь что такое город? Если рассуждать с точки зрения истории Древнего Востока, то у города было три четко выраженные зоны – цитадель, шахристан и рабат. То есть город – это административный центр, в котором развиты торговля и ремесло, а также культура.

На чем мы основываемся, когда говорим, что городу около тысячи лет?

Во-первых, это письменные источники. Город Алматы упоминается в рукописях на арабском, персидском, тюркском, западно-европейских и китайском языках. В них говорится, что в период с IX по XIV век нашей эры на территории нынешнего Алматы развивался средневековый город, который назывался по-разному: Алматы, Алмату, Алемту, Алмалык. То есть в основе всех названий было слово «алма».

МОНЕТЫ
 
Во-вторых, это нумизматика. Как правило, монеты чеканились только в городах. У нас есть монета, датированная 1271 годом нашей эры, которая была отчеканена в Алматы. То есть уже ни у кого не вызывает сомнения, что в 1271 году Алматы существовал. Эта монета, как видите, свидетельствует только о том, что городу не меньше 700 лет. Но есть еще и археологические раскопки, подтверждающие, что город появился в IX-XI вв. н.э. Наши археологи нашли несколько древних городищ: первое – на территории Верненской крепости, второе – там, где сейчас располагается Военный институт КНБ, и третье – в районе Большого Алматинского ущелья. Мы предполагаем, что это один и тот же город, просто его границы регулярно менялись из-за землетрясений и селей, которые свойственны нашему региону.

— В истории было немало случаев, когда научные теории строились на мельчайших деталях. К примеру, раньше считалось, что египетские пирамиды построены из тесаных каменных блоков, пока швейцарский химик Джозеф Давидовиц не нашел в одном из них человеческий волос, что позволило ему выдвинуть гипотезу: пирамиды сделаны из блоков, не выдолбленных в каменоломнях, а представляющих собой застывший геополимер (аналог бетона). И все же, как вы думаете, достаточно ли одной-единственной монеты, чтобы утверждать, что у Алматы более древняя история?
— Наши ученые уже едины в мнении, что городу около тысячи лет. Но мы не спешим организовывать празднества по этому поводу. Потому что хотим собрать больше доказательств, чтобы ни у кого не осталось сомнений. Единственное, о чем сейчас спорят ученые, так это точный возраст города: одни считают, что Алматы 1100 лет, другие – что 1200, третьи – что 950. Когда мы соберем все данные, в том числе и из зарубежных источников, и сведем их воедино, тогда можно будет задуматься о праздновании тысячелетия города. И правительство определит, когда будет отмечаться юбилей.

— Тем не менее некоторые наши читатели считают желание «удлинить» историю Алматы попыткой заретушировать в памяти людей тот факт, что Верный был основан Российской империей и, в частности, казаками«
УЛИЦА ТОРГОВАЯ
 
— А как можно вычеркнуть этот факт? История Верного является важной частью истории нашего города. Отказываться от нее никто не собирается. Просто неверно утверждать, что история Алматы началась с Верного. Это доказывают найденные при раскопках на территории крепости Верный керамические предметы быта, датируемые IX-X веками. Не могут же быть найдены такие предметы в городе, которому всего 155 лет! Мнение, что наш город начался с Верного, было выгодно Российской империи. Она считала, что до Верного никакой истории здесь не было. В советские годы это мнение продолжало существовать. Но уже тогда были ученые, которые доказывали, что Алматы значительно старше.

— Как рассказывают старожилы, раньше День города традиционно праздновался 30 сентября в День святой Софии и ее дочерей – Веры, Надежды и Любови. В честь этих праведниц и были названы крепость Верный (Алматы) и три казачьих станицы в его окрестностях – Надеждинская (Есик), Софиевская (Талгар) и Любавинская (Каскелен). Но затем праздник начал «гулять» по датам. С чем это связано?
СВЯТО-КАЗАНСКИЙ ХРАМ
 
— Привязка к 30 сентября была в царское и, возможно, советское время. После того как Казахстан получил независимость, День города всегда отмечался в первое воскресенье октября. То есть праздник мог выпасть на любую дату – от 1 до 6 октября, что было не очень удобно. Во-вторых, в начале октября, как правило, всегда холодает. В-третьих, в первое воскресенье октября отмечаются еще два праздника – День учителя и День пожилых людей. Поэтому маслихат Алматы в этом году решил перенести празднование на третье воскресенье сентября.

— Недавно казахстанские ученые выдвинули теорию, что Астане не меньше тысячи лет. Так какая же столица старше – северная или южная?
— Я занимаюсь изучением истории Алматы, поэтому не хочу спорить о древности других городов.

© Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото – Владимир ТРЕТЬЯКОВ
Опубликовано в газете «Время», 29 сентября 2009 г.

Мы попросили высказаться по поводу возраста Алматы основателя и бессменного главу Союза казаков Семиречья атамана Владимира Овсянникова.

— Владимир Александрович, вы изучали историю Алматы?
ВЛАДИМИР ОВСЯННИКОВ
 
— Конечно. Более того, недавно мы переиздали книгу «История семиреченского казачьего войска», написанную в начале прошлого века историографом есаулом ЛЕДЕНЕВЫМ. Последние события в ней датируются 1909 годом. Автор в своем более чем 900-страничном труде подробно описывает продвижение казаков в наши края. Весь труд Леденева основан на документах.

Так, он рассказывает, что казаки впервые пытались войти в Семиречье в конце XVIII века, когда эти земли были фактически под протекторатом Китайской империи. Казаки начали делать сюда вылазки со стороны Семипалатинска. Прошли Аягуз, Лепсинск. Но Китай предъявил России ноту протеста, и казаки отошли назад, к Аягузу. Потом пошли снова, переправились через Или и впервые появились в Семиречье на месте нынешнего города Есик. Там они перезимовали и основали станицу Надеждинскую. После этого двинулись к Заилийскому Алатау. Здесь в середине XIX века они основали военное укрепление Верное (Заилийское), а рядом с ним Большую и Малую станицы. Отсюда и стал развиваться город.

— Зачем Российской империи нужна была крепость в Семиречье?
— Чтобы укрепить границы государства и прекратить набеги кокандцев. Кокандское ханство существовало с 1709 по 1876 год на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Южного Казахстана и Киргизии.

Для этого казаки укрепились не только в Верном. В ХIХ веке они основали Любавинскую станицу, из которой вырос Каскелен. Также станица была в нынешнем Узун-агаше. Потом казаки пошли на территорию современной Киргизии: в книге описывается, как они брали укрепления Токмак и Бишкек, которые принадлежали Кокандскому ханству. Становление города Верного началось после того, как было разбито Кокандское ханство. В 1860 году состоялась знаменитая битва под Узунагашом, где первый губернатор Верного Герасим Алексеевич Колпаковский разгромил 22-тысячное кокандское войско. С нашей стороны было лишь 400 казаков, 300 солдат царской армии. На месте битвы уже более 150 лет стоит стела.

— Почему Российская империя пошла на них войной?
— Потому что Бухара и Хива были переполнены русскими и казахами, которых продавали на рабовладельческих рынках. В Семиречье кокандцы шли покорить казахов, которые дерзнули уйти в подданство к русскому царю, и одновременно разрушить крепость Верный: она была для них как кость в горле.

Когда мы издали книгу, один казахский историк нам сказал, что это палка о двух концах. С одной стороны, в ней очень подробно рассказывается об истории казачества в Казахстане. С другой – сейчас среди историков модно считать, что Российская империя была лишь завоевателем и колонизатором для казахов. На самом деле казаки помогли укрепить территорию Казахстана, потому что местное население не знало оседлости и кочевало с одного места на другое. Многие же казахстанские города сформировали именно казаки – раньше они были станицами и крепостями.

— Когда в Семиречье приехали казаки, здесь были какие-то поселения?
— Хочу еще раз подчеркнуть: казаки пришли в Заилийский Алатау не в какой-то населенный пункт. Здесь никого не было.

© Виктор БУРДИН, фото – Владимир ТРЕТЬЯКОВ
Опубликовано в газете «Время», 29 сентября 2009 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета