ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, АЛМАТЫ!

П
оскольку Алматы сыграл огромную роль в истории Казахстана, то наших читателей продолжает интересовать вопрос: сколько же лет этому городу на самом деле – тысяча или полторы сотни? Эта тема особенно актуальной становится накануне Дня города. Сегодня мы приводим мнения нескольких авторитетных историков.

На поводу у мифов

МУЗЕЙ

Карл Байпаков
 
— Кое-кто сейчас пытается доказать: так как крепость Верный была основана 154 года назад, то, дескать, оттуда и начинается история Алматы, – говорит доктор исторических наук, директор института археологии МОН РК Карл Байпаков. – На самом деле Алматы как город сформировался по крайней мере тысячу лет назад. Место его расположения было удобным во всех отношениях – плодородные земли, предгорья, масса воды… Еще в эпоху палеолита и бронзы здесь существовали стоянки древних людей.

Но со всеми присущими городу атрибутами, то есть как политический и экономический центр, Алматы сформировался примерно в Х веке. На территории нынешнего Военного института археологи нашли остатки крупного города, а во время строительных работ на этом месте собрали массу интересных вещей. Найдены, например, кузнечная мастерская и сделанные здесь топоры, гончарные изделия, которые могли производиться только в крупных ремесленных центрах. Важный факт, о котором сейчас уже широко известно, – существование в этом городе крупного монетного двора. Сейчас уже найдено порядка десятка монет. На любой из них обычно указываются название монетного двора и имя государя, от имени которого она чеканилась. На найденных монетах написано, что они чеканились в 1071-72-м годах в городе, который называли Алматы. То есть уже в XI веке город носил то же название, что и сейчас.

Сам город возник гораздо раньше, еще в период правления Караханидов – в X-XI веках. Монеты, отчеканенные здесь, распространялись по всей территории Средней Азии. Они найдены сейчас не только в Жетысу, но и в Средней Азии. Город, таким образом, имеет очень давнюю историю, которая насчитывает, по нашим данным, не менее тысячи лет.

Но еще раз повторяю, эти места заселялись и раньше. Согласно находкам археологов, поселения эпохи бронзы были здесь почти три тысячи лет тому назад.

Перечеркнутые страницы из истории города

ЗАРДЫХАН КИНАЯТ
 

— Если смотреть истине в глаза, то в 2004 году мы отмечали не 150-летний юбилей города, а дату его сожжения в 1851 году колониальными войсками и построение на месте Алматы в 1854 году русской военной крепости Верный, хотя вообще-то в других странах такие события не отмечаются, – говорит доктор исторических наук Зардыхан Кинаят.

Обосновывая свою точку зрения, профессор К. Зардыхан привел ряд примеров.

— Возьмем историю Москвы – одного из древнейших городов северо-восточной Руси, появившегося здесь в период правления князя Юрия Долгорукого (XI-XII века). Историков до сих пор мучает вопрос – откуда город взял свое название? Одна из версий связана с монгольским нашествием. Внук Чингиз-хана Бату-хан (Батый) перед тем, как сжечь этот древнерусский город осенью 1237 года, назвал его Mushgiyu Gol hoto – город на берегах Кривой реки.

Известность Москва приобрела лишь в ХIV веке, когда стала центром Великого Московского княжества, следующий пик популярности пришелся на 1492-й год, когда Москва стала центром мирового православия и город прославился как «Москва – Третий Рим».

Когда монгольские войска в 1237 году дошли до города, то на берегах «Mushgiyu Gol – Кривой реки» стояли укрепления типа обычного европейского замка. Сами славяне называли их «детищем» и «градом», а монголы – «хэрэмлом», то есть защитной стеной. И все же, несмотря на то, что город был сожжен, россиянам это не помешало в 1997-м году праздновать 1000-летие главного города страны.

— И это правильно, – отмечает профессор З. Кинаят. – Когда и как отмечать юбилей – дело хозяина.

Следующий пример, приведенный профессором, – столица Китая. Некогда Пекин носил название Чзун-ду (главная ставка). Чингиз-хан в 1215 году сжег дотла этот город. Его внук Хубилай-каган в 1260-1264 годах заново возродил столицу Китая под названием Вэй-жин (северная столица) как столицу империи Юань. А ныне китайцы спокойно пишут о древней истории Пекина, начиная с тех времен, когда город назывался Чзун-ду.

Нынешнее название «Улан-батор» столице Монголии в 1924 году дал казах Турар Рыскулов, но несколько лет назад монголы с полным правом отмечали 800-летие древнего города Урге. И в этом не было ничего удивительного.

И только Казахстан, выбившись из ряда вон, отмечал не дату основания древнего города Алматы, а дату его сожжения.

— А ведь история возникновения городища Алматы уходит корнями в глубокую древность, – утверждает Кинаят Зардыхан. – Это доказано археологическими исследованиями. Памятники древней культуры сохранились на территории города и в его ближайших окрестностях.

Непосредственно на территории самого Алматы найдены изделия, изготовленные древними ремесленниками. Это клады бронзовых котлов, предназначенные для ритуальных праздников. Такой стиль археологи и историки относят к стилю воюющих государств, который относится к периоду от V века до нашей эры до III века нашей эры. Такими воюющими государственными объединениями на территории современного Казахстана были племена восточных саков и усуней.

Одно из ранних землевладельческих поселений усуней обнаружено на южной окраине Алматы на территории совхоза Горный Гигант. Археологические находки в этой местности специалисты относят к раннему средневековью. Их возраст исчисляется двумя тысячами лет.

Следующий период в истории Алматы – эпоха господства кок-тюрков (сюда относятся тюркские, западно-тюркские, тюргешские, карлукские и караханидские каганаты). В составе этих государств наибольшую роль играли племена усуней, тюргешей, кай-кыпчаков, впоследствии ставших основным этническим ядром казахского народа.

Отдельные историки склонны считать, что развитие городов на территории Казахстана было прервано монгольскими завоеваниями.

— Действительно, монгольское нашествие привело к упадку и разрушению многих городов Казахстана и Средней Азии, – соглашается с этим К. Зардыхан. – Но исследованные нами источники свидетельствуют о том, что Алматы продолжал существовать и после нашествия монголов, поскольку жители города вместе с жителями всего Восточного Жетысу в 1218 году добровольно подчинились завоевателям, и здесь не происходило никаких сражений.

Город Алматы и во второй половине XIII века продолжал оставаться крупным торгово-культурным и ремесленным центром. В это время здесь чеканились монеты. А этой привилегией, как известно, обладали только крупные города и ставки, считавшиеся центрами политической жизни.

Знаменитый даоский монах Цю Чу Чзи (Чан Чунь) в 1219 году был специально приглашен Чингиз-ханом, и через два года пути он со своими спутниками подъехал к берегам реки Или. В своей книге «Описание путешествия на Запад» он писал: «Сразу после переправы через нее мы проехали ряд городов, прежде чем добраться до Самарканда».

Какой же город мог находиться на его пути сразу после переправы через Или, если существовавшие тогда города Баласагун, Куз-Орда и Тараз находились далеко в стороне от этой реки?

По мнению К. Зардыхана, вполне допустимо предположение, что одним из этих городов мог быть Алматы, так как он в то время был абсолютно нетронутым после недавнего монгольского нашествия.

Русский историк ХIХ века Владимир Бартольд считал, что «постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению населения и оставлению ими городов».

— Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов эмира Тимура против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала), – говорит К.Зардыхан. – Этот факт зафиксирован в «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати, где, кстати, дается и точное название города – «Алматы». Автор, в частности, пишет: «Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру; тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края». Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках. Письменное упоминание о нем, спустя века, появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цевен-Рабдана в 1723-1727 годах. Данная карта раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих «Записках о киргизах». Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал «Алматы».

Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая Бандида – монгольского историка и религиозного деятеля, автора «Ясной письменности» («Тодо бичиг»). В этой книге, наряду с названиями Талгар и Курти, стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века.

Кинаят Зардыхан утверждает, что все это свидетельствует о том, что местность Алматы существовала, возможно, и гораздо ранее ХIII века.

Когда в 1850 году сюда прибыл с войском полковник Гудковский, замок Алматы уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году прибыл уже другой полковник – Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году на месте города было возведено укрепление Верный.

В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату. И лишь обретя свою независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь обрела и свое настоящее название – Алматы, соответствующее грамматике казахского языка.

Это слово имеет древнетюркские корни. Алма – яблоко, «т» или слог «ты» – суффикс, который дается названиям населенных пунктов, отличающихся особенностью расположения, флорой, фауной, родом занятий населения. В казахской топонимике терминов с суффиксом «т» и «ты» – десятки: Курты, Камысты, Ендирты, Шидерты и так далее.

© Мерей СУГИРБАЕВА
Опубликовано в газете «Страна и мир», 3 октября 2008 г.

  См. реплику В. Н. Проскурина «Горит Алматы синим пламенем»

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета