ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

ОДИН ДЕНЬ И ПОЛТОРА ВЕКА

В
  первое воскресенье октября южная столица Казахстана отметит очередной День города. В отличие от многих других официальных и полуофициальных праздников, даты проведения которых не поддаются логическому объяснению, этот имеет очень даже правильное расположение в календаре (хотя его учредители могли этого и не знать, в нашем городе вообще не очень многие об этом знают).

Дело в том, что город наш со своим трёхчленным именем Верный – Алма-Ата – Алматы имел своим эмбрионом Заилийского укрепление, основанное по указу императора Николая I от 17 февраля 1854 года (дата по принятому в то время «старому стилю», в современном исчислении это будет 1 марта). Приступив к выполнению императорского указа весной того же года, первооснователи укрепления во главе с майором М. Перемышльским, за полгода вчерне обустроившись на новом месте, провели торжественную церемонию основания укрепления 17 сентября 1854 года.

В этот день православная церковь отмечает память святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Мудрости). Согласно действующему в наше время календарю, к любой дате ХIХ века при её пересчёте на «новый стиль» прибавляется 12 дней (а в ХХ и ХХI веках – 13). Таким образом, день основания нашего города должен отмечаться 29 сентября, а значит, нам, алмаатинцам, вполне логично праздновать День города в первое воскресенье после этой даты – в текущем 2003 году это будет 5 октября.

Вера, надежда, любовь… и мудрость

Церковная и народная память о святых великомученицах Вере, Надежде, Любови и Софии, принявших смерть за новую веру во времена гонений на первых христиан в I веке от Рождества Христова, была в середине ХIХ столетия замечательным образом увековечена в предгорьях Небесных гор Тянь-Шаня.

Первоначальное «черновое» название Заилийского укрепления как-то сразу не прижилось, зато естественным образом возникло название Верное: одновременно в память той самой Веры, которую отмечали в день основания города, но также и от вполне мирского, но не менее святого для людей ХIХ века понятия Верность. И уже в следующем 1855 году укрепление стало официально именоваться Верным, а в 1856 году оно получило свой первый столичный статус, став центром Алатавского внешнего округа Области сибирских киргизов и резиденцией пристава Большой киргизской орды, сиречь казахского Старшего жуза. В 1867 году этот Алатавский округ был преобразован в Семиреченскую область Туркестанского генерал-губернаторства, а укрепление Заилийское – в областной город Верный. Есть современная версия, будто тогда же рассматривался и альтернативный вариант имени города – Алматинск (по названию речки Малой Алматинки, в те времена настолько полноводней своего нынешнего состояния, что её могли счесть не речкой, а рекою). Однако предпочтение было всё же отдано отвлечённым материям веры и верности.

Чуть раньше, на рубеже 50-х и 60-х годов ХIХ века, на восточных и западных подступах к Верному были основаны казачьи станицы Любовинская (Каскелен), Надеждинская (Иссык) и Софийская (Талгар), век спустя получившие статус городов-спутников Алма-Аты. Понятно, что все досоветские годы святые Вера, Надежда, Любовь и София были небесными покровительницами столицы Семиречья и трёх пригородных станиц (первый верненский собор в Большой Алматинской станице, ещё задолго до постройки Вознесенского кафедрального, назывался именно Софийским – сейчас его пытаются восстановить). А главный престольный праздник, отмечаемый в начале многокрасочного семиреченского бабьего лета, был общим для всех четырёх поселений. И очень хорошо, что в современном Алматы эта традиция, пусть даже и «с заднего крыльца», возродилась в виде Дня города. Тем более что в 2004 году нашему городу предстоит достойно отметить своё 150-летие.

Про наши 150 и питерские 300

Что ни говори, но иногда и в откровенной тавтологии бывает заложен большой смысл: всё-таки 150-летие города случается один раз в полтора века. И ещё это число составляет ровно половину от 300-летия Санкт-Петербурга, каковую дату «чванный Петрополь» (строка петербургского поэта Н. А. Некрасова) столь торжественно отпраздновал в мае этого года. Северная столица России, этот «безобразного города чистый двойник», он же «великий город с областной судьбою» (строки из песен современных питерских бардов) – как много общего в его исторической судьбе с судьбою нашей южной столицы Казахстана!..

Это и тройная смена имени (Петербург – Петроград – Ленинград и вновь Петербург), и трагедия брошенной столицы государства, и неустойчивость природного положения города. Вспомним катастрофические питерские наводнения (см. пушкинский «Медный всадник») и сравним их с алма-атинскими селями и землетрясениями…

А вот ещё одна красивая параллель: в дореволюционном Верном ежедневно отмечали наступление полудня выстрелом из пушки с куртины Верненской крепости – по образу и подобию знаменитого выстрела с кронверка Петропавловки («Пусть на Заячьем острове нам о часах В полдень выстрелом гулким напомнит орудье, И пусть в небе кораблик на всех парусах Вечно мчится к его ожидающим людям!» – это строки питерского барда Александра Розенбаума, кстати, уроженца восточно-казахстанского города Зыряновска).

А ещё имперский Санкт-Петербург поставлял Верному и Семиречью просвещённых губернаторов и почти не коррумпированных чиновников (в существовании каковых нелегко поверить зрителям сериала «Бандитский Петербург», но бывали и такие), военных врачей, инженеров и архитекторов. Не забытый поколениями верненцев и алмаатинцев генерал Герасим Колпаковский похоронен в Александро-Невской лавре, воротами которой заканчивается Невский проспект. Сын первого верненского городского головы и строитель наших замечательных соборов и теремов Андрей Зенков был выпускником Николаевской военной академии.

МОГИЛА КОЛПАКОВСКОГО

Могила первого губернатора Семиреченской области

Тотальный сталинский террор, в отдельных своих проявлениях направленный острием специально против потенциально мятежного Питера, и ленинградская блокада наполнили Алма-Ату ссыльными и эвакуированными питерцами. С их лёгкой руки и острого, несмотря на всё ими пережитое, языка известный отрезок алма-атинской улицы Калинина от Оперного театра до ТЮЗа долго ещё называли «Невским проспектом» (а уже в другую эпоху – «Бродвеем» и «Бродом»).

Ленинградские архитекторы составили для Алма-Аты как новопроизведённой столицы Казахской ССР генеральный план застройки, распланировав пространство между западным краем города и отдельным в то время селом Тастак 22-мя линиями по образцу Васильевского острова. К великому стыду алмаатинцев, почти все наши линии, кроме пяти самых незаметных, переименованы, равно как и улица Ленинградская. А ведь переулок Джамбула в Адмиралтейской части Питера не только сохранён, но даже и в дни празднования 300-летия Нурсултан Назарбаев торжественно открыл в этом переулке памятник автору строк «Ленинградцы, дети мои!».

Памятников же основателям нашего города Перемышльскому и Колпаковскому как не было, так и нет, и даже не слышно, чтобы планировалось их ставить. Да что там памятник, когда в городе нет даже улицы имени его первооснователя (как, например, в Усть-Каменогорске есть улица майора Лихарева). Улица же, точнее аллея имени генерала Колпаковского в дореволюционном Верном, была (с 1918 по 1997 год это был проспект Ленина, ныне Достык). Теперь же, после многих бюрократических проволочек, именем Колпаковского названа окраинная улочка Новосельская. Но даже и это можно было бы счесть более-менее приемлемым вариантом, так как она тянется вдоль старой Верненской крепости – исторического ядра нашего города, и доходит до автовокзала «Саяхат» – его восточных автобусных ворот. Однако за два года после официального переименования на новоназванной улице Колпаковского так и не появилось ни одной таблички с новым именем. Видимо, ждём буквального наступления 150-летия, но вот дождёмся ли?..

Много ли успеем за год, коль ещё и не начинали?

В дни празднования питерского 300-летия и сразу после него мы вдоволь нагляделись, наслушались и начитались не только парадных репортажей, но и самой суровой критики и язвительного сарказма в адрес «зоолетия», как злобно острили недовольные питерцы. (И охотно повторяли московские журналисты, которым любое возвышение северной столицы России – нож острый в солнечное сплетение). Язвили и критиковали, в общем-то, справедливо – за показуху и вопиющие недоделки в реставрации и реконструкции зданий, за безвкусный «новодел», наконец, за хамское отношение к простым петербуржцам, которых вынуждали часами ждать проезда по перекрытым улицам и разведённым мостам сановных гостей президента Путина из 45-ти стран мира. Понимая и разделяя антиюбилейные чувства российских критиков и иронистов, я в то же время заметил за себой и совсем другое чувство – зависть. Причём не чёрную, а белую зависть: им хорошо, они-то празднуют, а мы когда будем?!..

Нет, конечно, нельзя сказать, что факт предстоящего 150-летнего юбилея Верного – Алма-Аты – Алматы совсем уж игнорируется. Вот уже несколько алма-атинских газет начали печатать городоведческие статьи под рубриками с цифрой «150». Вот и аким города Виктор Храпунов в нескольких интервью журналистам самых разных СМИ делился планами акимата относительно восстановления сгоревшего почти что дотла в 1995 году губернаторского дома и размещении в нём Музея истории и реконструкции города, созданного аж в 1987-м, но так и не заимевшего собственного помещения. В одном из интервью аким даже пообещал восстановить в качестве историко-архитектурного музея-заповедника Верненскую крепость. Точнее было бы сказать – построить заново, так как от этого фортификационного сооружения остались лишь фрагмент земляного вала да железобетонный забор середины ХХ века, не имеющей ни малейшего отношения к историческим бастионам и куртинам позапрошлого столетия.

Разумеется, не были забыты в предъюбилейных интервью нашей «городской головы» также и обещания кровь из носу завершить и торжественно сдать в эксплуатацию гораздо более молодые объекты. К примеру, пассажирский терминал, возводимый на месте прежнего аэропорта, сгоревшего от перегревшейся фритюрницы за одну летнюю ночь 1999 года. Но уж этой-то «горячей точке», завершающей перечислением Большую Тройку главных больных мест нашего города, а именно «апорт, метро, аэропорт» – мы помним, сколько раз ей назначали «Час Икс»!.. Например, к 10-летию независимости Казахстана, то есть к 16 декабря 2001 года. Ну так ведь и на строительстве трёхуровневой транспортной развязки на пересечении проспектов Раимбека и Рыскулова с краснофонарной улицей Саина ещё и нулевого цикла не возвышается, а ведь тоже объект был бы из разряда юбилейных.

Конечно, я прекрасно понимаю, сколь некорректно сравнивать Санкт-Петербург с его мировым статусом, почти равным статусу «вечных городов» Рима, Афин или Иерусалима, с нашим городом, чьё значение, скажем честно, ограничивается пределами Казахстана, Центрально-Азиатского региона плюс бывшего СССР, ныне СНГ. И потом, ведь питерское 300-летие готовилось не менее трёх лет и завершало собою специальную федеральную программу с миллиардным финансированием. Сколько бы там бюджетных долларов не раскрали там прототипы героев «Бандитского Петербурга», но даже и то, что после них осталось, наверняка перекрывает весь городской бюджет нашего Алматы. Да и, в конце концов, попросту говоря, всё-таки 300 лет ровно вдвое больше и круглее, чем 150.

Однако даже и в пределах тех возможностей, которые у нас всё же имеются, ещё далеко не поздно, а напротив, можно и нужно начинать делать что-то реальное. Да начать хотя бы с составления разумной концепции и более-менее реалистической программы, рассчитанной пусть не на три года, но хотя бы на оставшиеся 365 дней.

© Андрей СВИРИДОВ
Опубликовано в газете «Без опасности», 30 сентября 2003 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета