ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ МОЛОДОСТЬ

Сколько лет существует южная столица Казахстана?

В
се чаще в прессе мелькают сообщения о том, что Алматы через два года будет отмечать 150-летие. Однако ученые-археологи утверждают, что город имеет более древний возраст. В сочинении государственного деятеля первой половины ХVI века, писателя и поэта Захиреддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фергана – область в пятом климате, находится на границе возделанных земель. На востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге – горы Бадахшанской границы, а на севере раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги (Таразкент), но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест».

О селении Алмату и произошедшей близ него битве с монголами сообщает и современник Бабура автор сочинения «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати. Еще боле раннее упоминание об области Алмалык делается средневековым историком Рашидаддином (1274-1318), который в труде «Джами-ат-таварих» описывает события, произошедшие в Х-ХII вв. В частности, он рассказывает о том, что Огуз-хан в одном из своих походов достиг Алатага и области Алмалык. Видимо, название Алмалык можно географически привязать к предгорьям Заилийского Алатау и району Алматы.

И наконец, неоспоримые данные получены из нумизматических источников. В 1979 году на территории бывшего пограничного училища и нынешнего Военного института КНБ РК было найдено два сребреника. По внешнему виду, метрологии и технике чеканки монеты напоминали продукцию среднеазиатских и восточно-туркестанских городов последней трети ХIII – начала XIV в., выпускавшуюся после известной денежной реформы Масуд-бека. К сожалению, надписи на обеих монетах оказались неразборчивыми. Зато внимание ученых привлекло изображение никогда ранее не встречавшейся тамги, помещенной рядом с хорошо известной по монетам тамгой Чагатаидов.

На основании этой находки востоковед и нумизмат В. Настич высказал предположение о местном, семиреченском, происхождении этих монет и о возможном существовании в ХIII веке монетного двора на территории современного Алматы. В 1990 году еще две монеты с теми же тамгами, но отличающиеся от вышеописанных по оформлению (тамги на них размещены на разных сторонах монеты) были показаны В. Настичу московским коллекционером, который приобрел их у приезжего из Узбекистана. Одна из монет была сильно повреждена, зато в круговой легенде второго экземпляра ясно различалось название монетного двора: «Чеканен этот дирхем в области Алмату». Даты чеканки всех рассмотренных монет, к сожалению, невозможно восстановить, но общая типология и остатки надписей убеждают в том, что все они, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека, начатой в 1271—1272 гг.

Поставить окончательную точку в тождестве города Алмату смогли археологи, выяснившие, что район «большого Алматы» осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы (в Х—IХ вв. до н. э.) здесь находились оседлые племена, жители которых занимались земледелием и скотоводством. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских, а позднее – усуньских племен. От этого времени остались многочисленные курганные могильники. Среди них выделялись огромные курганы знати – сакских царей. Еще недавно такие курганы высились среди одноэтажных домиков старой Алма-Аты, на месте которых сейчас стоят многоэтажки.

Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой феодализма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII—X вв. – время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета торговых связей и формирования Шелкового пути. Последний, вернее, его ответвление, проходившее через Илийскую долину, стало наиболее интенсивно функционировать в Х—ХIII вв. К этому времени на территории «большого Алматы» находилось несколько поселений и городов. Все они уничтожены современными застройками, но сведения о них сохранились в научных отчетах и публикациях.

На Весновском городище, которое располагалось на территории Ботанического сада НАН РК, в 1969 году при строительных работах найден склад керамики. При обследовании места удалось установить, что глиняные сосуды стояли в специально выкопанной яме. Наибольший интерес представляли два цилиндрических сосуда, один из которых был выполнен в виде крынки, а другой похож на кувшин с двумя лепными петлевидными ручками, расписанный стилизованными арабскими буквами. Такие сосуды были широко известны в городах Семиречья в Х—XII вв.

Самый большой интерес представляло огромное городище, расположенное на месте Военного института КНБ РК. О нем как об остатках большого города писал В. Бартольд еще в 1894 году. Он обследовал его вместе с городским архитектором В. Гурдэ. На поверхности городища тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек.

На этом месте при строительных работах и сейчас находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году были обнаружены остатки средневековой кузнечной мастерской. В ней – заготовки железа, набор топоров, а также остатки кузнечного горна. Мастерская датируется Х-ХI вв.

Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора – все это безусловное свидетельство того, что здесь в Х-XIII вв. находился центр экономической и политической жизни.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что населенный пункт, располагавшийся на месте нынешней южной столицы, уже тогда носивший имя, созвучное сегодняшнему названию Алмату-Алматы, существовал начиная с X века. Кстати говоря, можно предположить, что средневековое название, также как и современное, произошло от особенностей местности: предгорья Заилийского Алатау в те далекие времена были сплошь покрыты дикими яблоневыми садами.

— 1854 год – официальная дата основания крепости Верный, которая через 13 лет получила статус города, – рассказывает доктор исторических наук, директор Института археологии им. Маргулана Карл Байпаков. – Но это всего лишь эпизод в жизни города, который существовал и развивался, по крайней мере, тысячу лет.

Да, в истории Семиречья был период, когда здесь было множество городов. Таких, например, как Алматы, Талгар и Каялык. Потом наступило время, когда городская жизнь, я бы сказал, здесь захлебнулась. Но точка зрения о том, что это произошло потому, что Чингисхан разрушил все на своем пути, является не совсем верной. Семиречье, в частности, было захвачено и подчинено монголами без каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: владетели края сдались Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления. Свидетельство этому то, что при раскопках средневековых городов археологи не нашли следов разрушения и погромов.

— Тогда почему же в Семиречье пришла в упадок городская культура?

— Вследствие политики монголов. Они все-таки принесли в Семиречье свой образ жизни и стиль ведения хозяйства. Кочевые племена буквально затопили Семиречье. Они вытаптывали возделанные поля, разрушали ирригационные системы… Позже начались междоусобицы в борьбе за верховный монгольский престол. Отдельные монгольские кланы во главе с царевичами стали воевать между собой. Словом, вторая половина XIV века – это время смут, междоусобиц и сражений. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Нам известны факты, когда жители Семиречья в поисках спокойной жизни переселялись в Фергану и на юг Казахстана. Так постепенно этот край превратился в район с доминирующим кочевым образом жизни, но оседлая жизнь здесь не затихла. Она продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь в середине XIX века, писал, что вся предгорная полоса Семиречья занята поселками оседлых казахов.

Это еще один феномен отечественной истории, который нам надо знать и помнить: казахи – это не только номады, которые всю жизнь кочевали по бескрайним степям и предгорьям. В Казахстане было сочетание двух видов хозяйства. С одной стороны – кочевники-скотоводы, с другой – оседлое население. Вторые занимались земледелием. В том числе и с применением ирригации. Это наблюдается на самых ранних этапах заселения Семиречья. А именно – с эпохи бронзы. Когда началось заселение этого края переселенцами из России и Сибири, то крестьяне и казаки пришли не на пустые земли. Некоторые приемы обработки земель и искусственного орошения переселенцы, приехавшие из тех краев, где урожай зависел от погоды, заимствовали у местного населения.

Если же заглянем в историю еще глубже, то кроме этапов развития городской культуры столкнемся с культурой саков. Принято считать, что саки – это прежде всего кочевники, которые покорили половину Центральной Азии и дошли до Индии. Да, были среди них и воинственные кочевые племена, но в последние годы археологи обнаружили буквально десятки поселений саков и сменивших их усуней, проживавших в предгорной полосе Заилийского и Джунгарского Алатау еще в V веке до н. э.

В сокровищницу мировой цивилизации наши предки внесли, как выясняется, очень много. Это и сакский «звериный» стиль, который стал достижением мирового искусства, и курган Иссык, где саки с необыкновенной роскошью хоронили своих вождей, и наличие письменности. То же самое можно сказать и о музыке. Известно, например, что в китайском искусстве много элементов степной музыки. Жители Алматы активно занимались ремеслами. Они делали кузнечные изделия из железа, меди и бронзы. Торговали же наши предки не только внутри Семиречья, но и ходили с караванами в Китай и Европу.

Когда мы говорим о средневековом Казахстане, о культуре городов, то немаловажное значение здесь имеет древнетюркская письменность. Сейчас мы, археологи, можем сказать, что в Талгаре в X веке жили люди, которые знали тюркскую и арабскую грамоту. Свидетельство тому – надписи, сделанные на сосудах и других предметах обихода. Это говорит о том, что в Семиречье была грамотность.

— Как после всего сказанного можно относиться к утверждению, что Алматы всего 150 лет?

— Да, юбилей города Верного не за горами, но юбилей Алматы, который возник 1 000 лет назад, еще впереди. С моей точки зрения, отмечать какой-то отрывок из жизни древнейшего города нелепо. В таком случае нужно праздновать и, например, 700-летие выпуска первых алматинских денег. Я сторонник того, чтобы если уж определять дату, то в тысячелетие, очертив всю историю города, начиная от средневекового периода до современности, включив сюда, естественно, и верненский период, который также был очень важным в жизни города и горожан.

У Алматы, в отличие от Москвы (возникновение селения под таким названием датируется 1 147 годом), нет, к сожалению, первой записи, но у нас, как я уже говорил, есть археологические материалы, которые хорошо датируются. Поэтому, естественно, нужно праздновать юбилей города с самого основания. Алматы имеет полное право войти в когорту городов, которые имеют очень долгую историю. Думаю, что показ глубинных истоков нашей культуры в дни, когда будет праздноваться 1 000-летие города, станет консолидирующим фактором в жизни горожан и всего государства.

А вообще, важно отметить, что юбилеи большинства городов несколько условны. Мы знаем, например, что в V веке нашей эры на месте нынешнего Туркестана, который в позапрошлом году отмечал 1500-летие, уже был город. Следы его – строения и привозной материал, которые датируются тем периодом.

© Галина ШАЛЕВА
Опубликовано в газете «Новости недели», 30 октября 2002 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета