ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ АЛМА-АТЫ

О
  древней истории Алма-Аты написано немного. Тем больший интерес представляют результаты исследовании Алма-Атинского археологического отряда института «Казпроектреставрация», уже несколько сезонов работающая по заданию Казахского общества охраны памятников истории и культуры. Отрядом впервые проведено обследование городской территории и прилегающих к ней земель с целью выявления, учета и паспортизации памятников древности. В результате открыты неизвестные ране поселения, важные для реконструкции древней истории Алма-Аты. Полученная археологическая информация в совокупности с уже известными науке данными постепенно раскрывает многовековое прошлое района, где находится столица Казахстана.

Большое количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории города раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и материалы раскопок свидетельствуют о том, что освоение человеком района г. Алма-Аты и ее пригородов произошло в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором постоянного обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.

Судя по археологическим находкам, предгорья Заилийского Алатау были обитаемы с эпохи неолита.

Самые ранние следы появления человека в пределах современной Алма-Аты относятся к III—II тысячелетию до н. э. Этим временем датируется полированная каменная мотыга, найденная на ул. Кашгарской накануне войны. Мотыга лежала на глубине 1,5 м в лессовом слое, перекрытом толстыми галечными наносами.

В различных местах города и прилегающих к нему районах (Малая станица, Ботанический сад, урочище Медео, дом отдыха «Турксиб») обнаружены случайные находки орудий труда и предметов быта II–начала I тысячелетия до н. э.

Долгое время эти находки носили случайный характер. Наконец, в 1984 году археологи института «Казпроектреставрация» на северной окраине столицы обнаружили поселение X—VIII вв. до н. э. Поселение занимало верхнюю площадку высокого мыса. Функционировало сравнительно короткий промежуток времени. Его обитатели жили в округлых, слегка углубленных в землю легких жилищах. Занимались скотоводческо-земледельческим хозяйством. На поселении найдены глиняные горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные песты, терочники и другой бытовой инвентарь. Жители поселения имели связи с земледельческими племенами Средней Азии – носителями культуры «расписной керамики».

Находки бронзового века во многих районах предгорий Заилийского Алатау, и, в частности, в районах Алма-Аты являются фактом заселенности этой территории во II—I тысячелетии до н. э. племенами андроновской культуры и поздней бронзы.

Наиболее значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алма-Аты и ее окрестностей последующего времени являются курганы раннего железного века, оставленные племенами саков и усуней.

Саки являлись наследниками культур эпохи бронзы. Племена саков жили с VIII в. до н. э. по первые века н. э. в Казахстане, Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане. Курганные могильники саков занимают огромные территории предгорных долин Заилийского Алатау. Они сосредоточены к востоку, западу и северу от Алма-Аты; в районах Талгара, Иссыка, Тургеня, Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т. д. Величественные курганы (крупнейшие из них достигают высоты 16—18 м, диаметра 90—100 м) тянутся цепочками вдоль террас и по краям сухих русел.

Территории Алма-Аты и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. Множество курганов этой эпохи располагалось в Тастаке, Большой и Малой станицах, в районах плодоконсервного комбината, Аксае, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Карасу и других местах. Но постепенное расширение городской территории, интенсивная ее застройка и реконструкция привели к тому, что большинство курганов уничтожено, срыто и застроено частными и современными жилыми массивами. О местах расположения древних курганных некрополей теперь можно судить лишь по старым планам города, литературным источникам и воспоминаниям старожилов. Как показало обследование городской территории в 1984—86 гг., здесь не сохранилось ни одного кургана в «чистом», т. е. непотревоженном виде. А общая численность их составляет чуть более полутора десятка.

При раскопках сакских захоронений Алма-Аты и ее окрестностей, а также при случайных обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют, что район Алма-Аты и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать Семиречье одним из центров их расселения.

До недавнего времени поселений второй половины I тысячелетия до н. э. в пределах Алма-Аты известно не было. Алма-Атинским археологическим отрядом проведены раскопки на остатках поселения III—II вв. до н. э., расположенного в районе аппаратно-студийного комплекса Казахского телевидения. Поселение занимало естественную возвышенность между ул. Тимирязева и пр. Аль-Фараби, по ул. 6-й Кирпично-Заводской. Раскопки показали, что это было полуоседлое поселение типа постоянного сезонного стойбища или кочевья. При раскопках найдены зернотерки, терочники, керамическая посуда, пряслица, кости животных. В нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным занятием было скотоводство. О занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок. Остатки такого типа поселений и аналогичная керамика известны в других местах города (РУРТ, район автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе на левом берегу р. Казачки).

После того, как сакский племенной союз распался, политическая гегемония и земли Семиречья, Южного Казахстана перешли к племенным объединениям усуней и кангюев. У них были поселения – зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.

В усуньское время на территории Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько поселений. Одно из них располагалось на правом берегу р. Весновки, на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1936 г. были раскопаны зольники, обломки глиняной посуды с сетчатыми отпечатками. Поселение относилось к I—III вв. н. э. Аналогичная керамика была обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории совхоза «Горный гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит о наличии здесь жизни и позднее.

Все это говорит о значительной концентрации и долговременном обитании населения в районе Алма-Аты и ее окрестностей в первой половине I тысячелетия н. э.

Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского каганата. В раннее средневековье Семиречье последовательно входило то в одно, то в другое государственные образования, возглавляемые тюркскими правителями. Время распространения и господства тюрков в Семиречье оставило своеобразные археологические памятники – тюркские курганы VI—IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния. Каменные изображения людей неоднократно находили в предгорьях Заилийского Алатау, в том числе, и в районе Алма-Аты (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Весновка и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», ныне вошедшего в пределы города, а также в районе аэропорта.

В IX—X вв. на предгорьях Заилийского Алатау и в Илийской долине, позднее чем в других районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города.

В IX—X вв. на месте Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько небольших поселений.

В XI—XII вв. они превратились в крупные поселения, или даже небольшие городки.

Остатки этих поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в 20-е гг. нашего столетия. К сожалению, своевременно они не были изучены и постепенно «поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками. Наиболее раннее поселение с материалами IX в. располагалось на правом берегу р. Весновки на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1939 г. были исследованы две усадьбы, окруженные земляными валами. Раскопки обнаружили жилой комплекс с очагом из камней, обломки тандыра. Среди находок – бусы из сердолика, железные ножи, обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики.

На территории «Горного гиганта» находилось еще одно средневековое поселение. Расположено в горах на правом берегу р. Каменки (участок бригады №2). Занято садами и посадками клубники. На поверхности поселения в большом количестве валяются фрагменты керамики X—XII вв., жернова.

Более крупными и по-видимому поздними были поселения, расположенные в междуречье Весновки и Малой Алматинки, при выходе их с гор в долину, и на территории Ботанического сада.

Первое поселение было осмотрено в 1922 году археологом В. Д. Городецким. Тогда еще сохранялась топография памятника.

Поселение занимало площадь около 1,5 кв. км. На поверхности были заметны следы построек а виде фундаментов из речных валунов, земляные валы 15x25 м, 18x40 м. Хорошо прослеживались остатки оросительных систем и древних полей. В окрестностях поселения были найдены куски крупных керамических сосудов, жернова, металлические предметы. В наши дни на месте поселения находятся погранучилище, дома, дачи, проложены асфальтированные улицы. В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской, от которой сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма-хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия – топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия. В 1984 г. Алма-Атинским археологическим отрядом собран подъемный материал – фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом, куски жерновов. Поселение датируется XI—нач. XIII вв.

Несколько раз находили средневековые сосуды на территории Ботанического сада. Внешних признаков поселения здесь не сохранилось. Археологический памятник спланирован и распахан, занят участками цветоводства. На пашне в северо-западном углу сада часто встречаются обломки глиняной тонкостенной посуды, сформованной на круге. В 1969 г. в этом районе случайно обнаружен клад керамики – два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два поливных сосуда. Керамика характерна для XI—нач. XIII вв.

Из случайных находок средневековья на территории г. Алма-Аты заслуживают внимания печь для обжига хумов (третий участок кирпичного завода №3) и водопроводные керамические трубы (угол улиц Масанчи и Пастера).

В окрестностях Алма-Аты (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один из характерных памятников городской культуры Северо-Восточного Семиречья XI-нач. XIII вв. – торткуль. Торткуль расположен на правом высоком берегу р. Теренкара и относится к типу городищ-убежищ. Представляет собой трапециевидный в плане (230x320 м) четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м, высотой 1,7—2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. В середине северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя поверхность городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды, изготовленной на круге и ручной лепки.

Поселения на месте Алма-Аты, как и другие оседлые центры Северо-Восточного Семиречья; образовались на трассах караванных дорог. В районе г. Алма-Аты и Талгара подгорное направление Шелкового пути разветвлялось на несколько степных дорог, ведущих на Восток. Выгодное расположение, конечно, не могло не сказаться на росте и укреплении поселений. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Семиречье стало частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в крупнейших городах типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и «молодых», удаленных от этих знаменитых городских центров. Раскопки городища Талгар показали, что его улицы в конце XI—нач. XIII вв. мостились камнем.

В XI—нач. XIII вв. выросли и поселения района Алма-Аты. Одно из них позднее стало называться Алмату. Город с таким названием упоминается в источниках начала XVI в. (Бабур) и локализуется исследователями на месте современной Алма-Аты. Известный востоковед В. В. Бартольд считал, что до XVI в. Алмату в источниках упоминается под другими названиями. Ответить на вопрос, какой из археологических памятников является остатками Алмату, сложно. Археологи В. Д. Городецкий и А. X. Маргулан полагают, что это – поселение в междуречье р. Малой Алматинки и Весновки.

Таким образом, археологические материалы говорят, что Алма-Ата возникла не на пустом месте, а в районе, где издревне жили люди. Территория города хранит культурные напластования разных эпох, племен и народов.

© Ф. ГРИГОРЬЕВ, археолог
Опубликовано в газете «Горизонт», 24 декабря 1988 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета