ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
1000-летний Алматы?

ГЛЯДЯ ИСТИНЕ В ГЛАЗА

В
  прошлом году алматинцы тихо, но все-таки отметили так называемый 150-летний юбилей родного города.

АЛМАТЫ

У подножья таких красивых гор невозможно было не построить город. Фото из архива «КП»
 
Накануне события, как известно, развернулась горячая дискуссия, в которой приняли участие известные ученые – академики Карл Байпаков, Абдуали Кайдаров, профессора Мамбет Койгелдиев и Уахит Шалекенов. Они на основе археологических и исторических фактов доказывали древнее происхождение Алматы. Но, к сожалению, все высказанное ими широкой общественностью осталось не услышанным.

— То есть, как всегда, популизм взял верх над общественной мыслью и наукой, – говорит доктор исторических наук Зардыхан Кинаят, которого мы пригласили выступить в качестве эксперта по вопросу: сколько же лет Алматы на самом деле. – Если смотреть истине в глаза, то в прошлом году мы отмечали не юбилей города, а дату построения на месте Алматы в 1854 году российской военной крепости Верный.

Профессор привел ряд примеров:

— Возьмем историю Москвы, одного из древнейших городов Северо-Восточной Руси, появившегося здесь в период правления князя Юрия Долгорукого (XI—XII века). Историков до сих пор мучает вопрос: откуда город взял свое название? Одна из версий связана с монгольским нашествием. Внук Чингиз-хана Бату-хан (Батый) перед тем, как сжечь этот древнерусский город осенью 1237 года, назвал его Mushgiyu Gol hoto – город на берегах Кривой реки.

Известность Москва приобрела лишь в ХIV веке, когда стала центром Великого Московского княжества, следующий пик популярности пришелся на 1492 год, когда она стала центром мирового православия, и город прославился как Третий Рим.

Когда монгольские войска в 1237 году дошли до города, на берегах Mushgiyu Gol – Кривой реки стояли укрепления типа обычного европейского замка. Сами славяне называли их «детищем» и «градом», а монголы – «хэрэмлом», то есть защитной стеной. И все же, несмотря на то, что город был сожжен, россиянам это не помешало в 1997 году праздновать его 1000-летие.

— И это правильно, – отмечает профессор З. Кинаят. – Когда и как отмечать юбилей – дело хозяина.

Следующий пример, приведенный профессором, – столица Китая. Некогда Пекин носил название Чзун-ду (Главная ставка). Чингиз-хан в 1215 году сжег дотла этот город. Его внук Хубилай-каган в 1260—1264 годах заново возродил столицу Китая под названием Вэй-жин (Северная столица) как центр империи Юань. А ныне китайцы спокойно пишут о древней истории Пекина, начиная с тех времен, когда город назывался Чзун-ду.

Нынешнее название «Улан-батор» столице Монголии в 1924 году дал казах Турар Рыскулов, но несколько лет назад монголы с полным правом отмечали 800-летие древнего города Урге. И в этом не было ничего удивительного.

И только мы, выбившись из ряда вон, отмечали не дату основания древнего города Алматы, а совсем другую дату.

— Я не могу дать ответа на вопрос, откуда идет столь рабское, уничижительное отношение к собственной истории, зато, опираясь на ряд источников, могу изложить историю возникновения городища Алматы, которая уходит корнями в глубокую древность, – говорит Зардыхан Кинаят. – Это доказано археологическими исследованиями. Памятники древней культуры сохранились на территории города и его ближайших окрестностей: на берегах рек Большая и Малая Алматинка, Весновка, Аксай, а также на южной окраине – на месте совхоза Горный Гигант и в районе Ботанического сада, Кок-Тобе и других местах. Среди них курганы сакских племен, обитавших в Жетысу в VI—III веках до нашей эры. Археологи определили их возраст – две с половиной тысячи лет. Инвентарь, обнаруженный на месте захоронения знаменитого Золотого человека (территория современного Талгара), относится к звериному стилю: седло, крючки для упряжи, рукоятка меча сделаны из бронзы в виде фигурок различных животных. Этот период историки называют сако-усуньским.

Непосредственно на территории Алматы найдены изделия, изготовленные древними ремесленниками. Это клады бронзовых котлов, предназначенные для ритуальных праздников. Такой стиль археологи и историки относят к стилю воюющих государств, который охватывает период от V века до нашей эры до III века нашей эры. Такими воюющими государственными объединениями на территории современного Казахстана были племена восточных саков и усуней. По высказыванию российского востоковеда ХVIII века Никиты Бичурина (в монашестве – Иакинф), государство усуней было кочевым. Главной его ставкой был город Чигу, который был расположен на берегу Тэмирту-нора (нынешний Иссык-Куль) недалеко от реки Или. Регион Алматы, входивший в окрестности этого города, находился под властью сако-усуньских владений. Сведений о том, что восточные саки, усуни и канглы были древнетюркскими народами, на сегодняшний день имеется предостаточно.

Одно из ранних землевладельческих поселений усуней обнаружено на южной окраине Алматы на территории совхоза Горный Гигант. Их возраст исчисляется двумя тысячами лет.

Следующий период в истории Алматы – это эпоха господства кок-тюрков (сюда относятся тюркский, западно-тюркский, тюргешский, карлукский и караханидский каганаты). В составе этих государств наибольшую роль играли племена усуней, тюргешей, кай-кыпчаков, впоследствии ставших основным этническим ядром казахского народа.

Отдельные историки склонны считать, что развитие городов на территории Казахстана было прервано монгольскими завоеваниями.

— Действительно, монгольское нашествие привело к упадку и разрушению многих городов Казахстана и Средней Азии, – соглашается с этим З. Кинаят. – Но исследованные нами источники свидетельствуют о том, что Алматы продолжал существовать и после нашествия монголов, поскольку жители города вместе с жителями всего Восточного Жетысу в 1218 году добровольно подчинились завоевателям, и здесь не происходило никаких сражений.

Город, находившийся на территории современного Алматы, и во второй половине XIII века продолжал оставаться крупным торгово-культурным и ремесленным центром. В это время здесь чеканились монеты. А этой привилегией, как известно, обладали только крупные населенные пункты и ставки, считавшиеся центрами политической жизни.

Знаменитый даоский монах Цю Чу-Чзи в 1219 году был специально приглашен Чингиз-ханом, и через два года пути со своими спутниками подъехал к берегам реки Или. В своей книге «Описание путешествия на Запад» он писал: «Сразу после переправы через нее мы проехали ряд городов, прежде чем добраться до Самарканда».

Какой же город мог находиться на его пути сразу после переправы через Или, если существовавшие тогда Баласагун, Куз-Орда и Тараз находились далеко в стороне от этой реки?

По мнению З. Кинаят, вполне допустимо предположение, что одним из этих городов мог быть Алматы, так как он в то время был абсолютно не тронутым после недавнего монгольского нашествия.

Русский историк ХХ века Василий Бартольд считал, что «постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению населения и оставлению их городов».

— Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов эмира Тимура – правителя Мавераннахра – против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала), – говорит З. Кинаят. – В 1370—1390 годах Тимур совершил более десятка жестоких и разрушительных походов против вышеназванных государств. Многие города на территории Казахстана – Сыганак, Сауран, а также сотни других населенных пунктов пришли в упадок. Разрушение Алматы тоже относится к этому времени. Этот факт зафиксирован в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати, где, кстати, кроме всего прочего, дается и точное название города – «Алматы». Автор, в частности, пишет: «Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру; тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края». Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках. Письменное упоминание о нем, спустя века, появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цевен-Рабдана в 1723-1727 годах. Данная карта раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих «Записках о киргизах». Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал «Алматы».

Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая Бандида – монгольского историка и религиозного деятеля, автора «Ясной письменности» («Тодо бичиг»). В этой книге наряду с названиями «Талгар» и «Курти» стоит и «Алматы». Запись относится ко второй половине ХVII века.

Зардыхан Кинаят утверждает, что все это свидетельствует о том, что поселение на территории современного Алматы существовало, возможно, и гораздо ранее ХIII века.

Когда в 1850 году сюда прибыл с войском полковник Гудковский, поселение Алматы уже стояло. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году прибыл уже другой полковник – Карбышев. Он завоевал и разрушил Алматы. А в 1854 году на этом месте было возведено укрепление Верный.

В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату. И лишь обретя свою независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь обрела свое настоящее название – Алматы.

Это слово имеет древнетюркские корни. Алма – яблоко, «т» или слог «ты» – суффикс, который дается названиям населенных пунктов, отличающимся особенностью расположения, флорой, фауной, родом занятий населения. В казахской топонимике терминов с суффиксом «т» и «ты» – десятки: Курты, Камысты, Ендирты, Шидерты и так далее.

Практика, когда в названии разных населенных пунктов присутствует одинаковый суффикс, кстати, распространена во многих языках. В России, например, это Пирогово, Камышово, Горцево; в Молдавии – Теленешти, Корнешти; в Монголии – Бургасты, Хандыгайты, Дерсты и так далее.

© Галия ШИМЫРБАЕВА
Опубликовано в газете «Казахстанская правда», 2 декабря 2005 г.

  См. реплику В. Н. Проскурина «Горит Алматы синим пламенем»

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета